Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

16 Apr. 2016

Вечная тема: полеты на самолете и погода

Обучение на пилота, а если точнее теоретическая часть включает множество дисциплин. Одна из важнейших – авиационная метеорология. Оно и понятно, полет на самолете, даже с инструктором, в нелетную погоду – сомнительное удовольствие. Только как узнать, летная они или нет?

Метеорология – наука точная, утверждали герои культовой серии «Смешариков». Это значит, дождь с вероятностью 50 процентов будет, а с вероятностью 50 процентов – нет.

У «земных» людей тоже все просто: погода или летная, или нет. И только авиаторы любят все усложнять и говорят, что не бывает летной и нелетной погоды, а бывает достаточный или недостаточный метеоминимум. Причем не один, а целых три: метеоминимум самолета, метеоминимум пилота и метеоминимум аэродрома. А сама погода – это не погода, а метеоусловия, которые в свою очередь бывают простые (ПМУ) и сложные (СМУ). Чтобы во всем этом разобраться, придумали целую дисциплину, которая так и называется – авиационная метеорология. Любое обучение на  пилота обязательно подразумевают ее изучение.

Пальцем в небо
Советская школа пилотов, конечно, была сильнейшей в мире, и в наследство от нее современным авиаторам осталось огромное количество учебников. По метеорологии в том числе. Они, безусловно, замечательные и умные, вот только безумно скучные. Вот, например, что там говорят про воздушные массы, движение которых является основной причиной возникновения всех погодных явлений:

«Однородность свойств воздушной массы достигается формированием её над однородной подстилающей поверхностью в сходных условиях теплового и радиационного баланса».    

Звучит убедительно, но что с этим делать в реальной жизни? Той, когда есть самолет, есть забытый богом аэродром, и пора бы уже лететь, но непонятно – еще можно или уже нет? Особенно тем, кто только решил стать пилотом или еще в начале своей летной карьеры.  Для убедительности примера пусть интернета в этих местах отродясь не знали, а мобильная связь в принципе не берет.

И вроде небо ясное, погода миллион на миллион, но тут по закону жанра из недр ангара выныривает мужичок в промасленной телогрейке, поднимает палец к девственно голубому небу и уверенно произносит: «я бы обождал».

Обжидать, понятное дело, приходится в компании с тем же старичком, который на поверку оказывается заслуженным пилотом всего и вся. В 90-е, как водится, списали, но без авиации не смог, вот и устроился на местный аэродром сторожем и по совместительству руководителем полетов. TAF, METAR и прочий Jepessen для него – что-то вроде ругательства, а  погоду он определяет не то чтобы прямо пальцем, но действительно почти на глазок. Как?  
Давайте попробуем понять.

Потому что круглая земля
Земля крутится, а вместе с ней крутится и атмосфера. И это только один из десятка факторов, которые приводят к постоянному движению воздушных масс.

Воздушные массы, циклоны и антициклоны – это гигантские образования, сопоставимые по размеру с материками, сотни километров в длину и высоту. И если пилот международных авиалиний на большом Боинге, теоретически, имеет шансы за один рейс пересечь половину земного шара, зацепив несколько воздушных масс, то применительно к малой авиации гораздо актуальнее понятие атмосферных фронтов.

Атмосферный фронт – это переходная зона на границе воздушных масс.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Срок жизни атмосферного фронта относительно небольшой – иногда несколько дней, но чаще несколько часов. Поэтому даже при условии отсутствия метеосводок опытный человек может «увидеть» приближение атмосферного фронта по косвенным признакам. А значит и с большой долей вероятности «предсказать» погоду.

Например, приближающийся теплый фронт можно распознать по тонким, вытянутым вверх перистым облакам на горизонте. Они возникают, когда теплый воздух натыкается на клин холодного и скользит вдоль него вверх. В это время он охлаждается и конденсируется в виде облаков, которые так и называются – облака восходящего скольжения. Обычно их появление говорит о том, что в ближайшие 10-20 часов будет дождь.

По мере приближения фронта облака уплотняются, превращаясь в слоистые и слоисто-дождевые. Одновременно с этим они опускаются ниже к земле, до тех пор, пока не затянут небо сплошной пеленой. Заканчивается все долгим обложным дождем (или снегом в зимнее время года). 

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Картина приближения холодного фронта такая же, но с точностью наоборот. Обложная слоисто-дождевая облачность постепенно трансформируется в перистую, а затем и вовсе сменяется чистым небом.

Если холодный фронт надвигается очень быстро, осадки тоже возможны, но они будут локальные, непродолжительные по времени, но сильные. Научиться летать и стать пилотом – во многом это означает научиться понимать погоду.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Впрочем, если бы погода всегда развивалась по этим двум классическим сценариям, все было бы слишком просто. В реальной жизни как обычно намешено множество факторов. Во-первых, фронт может пройти под углом к нашему условному аэродрому. А во-вторых, помимо теплого и холодного существует еще две разновидности фронтов: стационарный и фронт окклюзии. И каждый из них несет разную информацию для человека, который решил стать пилотом или собирающегося в полет на самолете.

Холодный фронт
Это масса холодного, а значит и более плотного, воздуха, который всегда движется в сторону теплой воздушной массы. Нагретый воздух менее плотный, поэтому он поднимается наверх. Холодный фронт можно сравнить со снегоуборочной машиной: на дороге чисто, а спереди и на обочинах остался высокий бруствер.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Этот «бруствер» теплого воздуха, не успевая подняться наверх, охлаждается и конденсируется. В результате на границах холодного фронта образуются кучевые и дождевые облака, которые приводят к сильным ливням и грозам. В большинстве случае процесс сопровождается шквалистыми порывами ветра и как следствие сильной турбулентностью. Вот почему наступление холодного фронта обычно связывают с откровенно нелетной погодой, которую лучше переждать на земле. Благо длится она недолго.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Теплый фронт
Теплый воздух менее плотный и движется быстрее. Поэтому встречаясь с холодным фронтом, он не выталкивает его, подобно грейдеру, а наоборот как бы накрывает сверху и постепенно «растапливает», оттесняя назад. Благодаря тому, что процесс этот более медленный и не такой агрессивный, теплый фронт обычно не приносит с собой откровенно опасных явлений вроде шквалистого ветра и гроз. Но и за этой нежностью скрываются свои подводные камни.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Дождь (или другие осадки), выпадая из верхнего теплого слоя, попадает в холодный нижний и провоцирует туман со всеми вытекающими последствиями: низкий потолок облачности и плохая видимость, вплоть до полной невозможности лететь по правилам визуальных полетов. Если теплый фронт наступает медленно, период, когда можно летать только приборам, может растянуться на несколько дней.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Стационарный фронт
Даже на картах погоды их обозначают двумя символами одновременно. Потому что граница стационарного фронта – это как соревнования по перетягиванию каната между холодным и теплым воздухом. В результате реальная погода может соответствовать холодному фронту, может теплому, а может двоим, причем одновременно.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
К счастью, две воздушные массы редко бывают одинакового размера, поэтому в большинстве случаев погода будет соответствовать характеристикам той, которая доминирует. И хотя возможно все, и даже грозы, в большинстве случаев стационарный фронт приносит высокую слоистую облачность и затяжные дожди или противную изморось. Все это обычно сопровождается несильным, но устойчивым ветром, который дует параллельно границе фронта. В целом стационарный фронт – это та самая «нелетная» погода, когда условия подходят только для приборных полетов (IMC или Instrumental meteorological conditions в английской терминологии). Визуальные полеты в IMC, к слову, одна из самых частых причин летных происшествий с тяжелыми последствиями в авиации общего назначения.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Фронт окклюзии
Если коротко, это самые не лучшие условия, чтобы отправиться в полет на самолете… Фронт окклюзии формируется, когда холодный фронт словно удерживает в ловушке теплый воздух над ним.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Если сидишь на земле, фронт окклюзии можно было бы рассматривать как обычный холодный фронт. Но с точки зрения авиации, это слоеный пирог, когда у земли расположился холодный воздух, а сразу над ним теплый. Такое положение воздушных масс крайне нестабильно, поэтому оно может сопровождаться и густой облачностью, и обложными осадками, и грозами. Причем грозы в данном случае могут быть невидимыми с земли, а скрытыми в облаках.

Бывает два типа окклюзии – когда холодный воздух вытесняет теплый, и когда теплый накрывает собой «кусочек» холодного. В зависимости от способа образования фронта окклюзии погодные явления на его границах могут различаться, но суть все равно одна – теплый выше, а холодный у земли.

обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете
Глядя на это многообразие становится понятно, почему метеорология – наука точная, а метеорологи все равно ошибаются. К счастью, для авиации они научились делать специальные сводки, которые намного подробнее, чем для земных людей. А чтобы у земных людей не возникло соблазна ими воспользоваться, их зашифровали примерно вот так:


UEEE 161500Z 00000MPS 0150NE 0250NW R23L/0450 FG VV003 M57/M60 Q1038 NOSIG RMK QBB090 QFE770 23450245



Как в этом разобраться, читайте в другой нашей статье тут