Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

27 Jun. 2016

Думаете о том, как стать пилотом?
Вот несколько советов от тех, кто уже им стал

Начиная обучение пилотированию самолета курсанты обычно преследуют всего две цели – научиться летать в свое удовольствие либо стать пилотом на профессиональной основе. Во втором случае после получения свидетельства частный пилот (аналог PPL) придется продолжить обучение до пилота коммерческого (CPL). Но между этими двумя званиями не только разница в 150 часов налета. Коммерческий пилот – это целая философия.

Коллеги из Boldmethod подготовили несколько советов от состоявшихся профессионалов для тех, кому этот путь еще только предстоит. Мы постарались адаптировать их под отечественный опыт.
Итак, прежде чем стать пилотом коммерческих авиалиний, вам предстоит многое узнать, выучить и понять. Ниже несколько базовых принципов, которые вы должны знать.

1. Работа коммерческим пилотом – это доставка пассажиров из точки А в точку Б

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Пассажиров, которые в лучшем случае равнодушны к авиации, в худшем – отправились в полет на самолете первый раз или просто бояться летать. И им совершенно все равно, что проходя обучение пилотированию, вы даже на супер-спокойной Цессна-172 умудрялись закладывать крутые гороки и виражи. Им не надо круто, им надо комфортно. Потому что пока вы наслаждаетесь властью над многотонной махиной, летящей выше облаков, они там, в салоне, едят, работают, спят и меняют подгузники детям.

2. Выполнить рейс – главное, чего ждет работодатель от своего коммерческого пилота

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

А в идеале выполнить его в соответствии с расписанием. При том, что главным приоритетом все же будет оставаться безопасность полетов. Поэтому каждый раз, когда придется откладывать вылет, скажем, из-за погоды, это будет непростое решение, и принимать его, равно как и нести ответственность за последствия, предстоит именно вам. К сожалению, когда речь идет о полетах на относительно большие расстояния, ситуация редко бывает однозначной. Погода – полный швах и вы ушли на запасной аэродром – имейте в виду, что вместо благодарности от пассажиров за спасенные жизни вы, скорее всего, получите шквал негодования, потому что пока вы рулили, они уже прочитали в интернете, что самолет другой авиакомпании все же сел там, куда им было надо. И это только один, совсем банальный пример.

3. Знание авиационного законодательства – ваша защита от возможных проблем

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Конечно, его изучение обязательно входит в курсы подготовки пилотов частной авиации, но признайтесь честно: летая по кругу на «домашнем» аэродроме, часто вы вспоминали про ИКАО, Чикагскую конвенцию и вот это все? Мало того, в обучении пилотированию самолета есть такое понятие как nontech skills (нетехнические, или академические знания) – метео, теоретическая аэродинамика, авиационное законодательство и т.д. То есть все то, что не связанно непосредственно с пилотированием самолета, но составляет так называемый бэкграунд образованного специалиста. В статусе пилота-любителя вы могли себе позволить не уделять им пристального внимания, но для пилота коммерческого умение разбираться во всех хитросплетениях отечественных РПП и ФАПов может быть решающим фактором для продолжения карьеры.

4. Коммерческий пилот  знает, как работают системы его самолета

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Этот пункт органически вытекает из предыдущего. Можно всю жизнь прекрасно ездить на автомобиле и не знать, как у него открывается капот, потому что для этого существуют специально обученные люди, но все меняется, если такая езда – не развлечение, а работа, от которой зависит жизнь других. Разумеется, речь не о том, что коммерческий пилот самолета должен быть по совместительству еще и авиатехником. Просто в критической ситуации понимание, как что работает, может существенно сэкономить вам время, а в отдельных случаях и сохранить жизнь, когда нужно будет принять решение – можно лететь или нет.

5. Пилот коммерческих авиалиний намного лучше разбирается в погоде

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Одно дело, когда вы летаете в радиусе сотни километров от своей площадки, и совсем другое – когда маршрут пересекает несколько часовых поясов, а то и континентов. В первом случае достаточно поднять голову и посмотреть на небо. Ну, может быть, позвонить на аэродром, куда собираетесь лететь. Хотя очевидно, что в пределах одного региона погода не может кардинально различаться. Коммерческий пилот помимо «прилизанных» сводок TAF и METAR обязан уметь читать карты погоды, понимать логику образования и развития циклонов и антициклонов, знать, на что влияет точка росы и много-много чего еще.
Популярный блогер, пилот-инструктор крупной российской авиакомпании Денис Окань в своем блоге иногда приводит примеры вопросов, которые он задает пилотам на собеседовании при устройстве на работу. Вот один из них:

Ночь. Небо Китая. Впереди в три ширины трассы стоит гроза, высотой от уровня земли до уровня космоса (чтобы не гадать). Слева, справа, сзади - чисто. Вы запросили обход, однако китайский диспетчер запретил Вам обходить слева, справа и даже возвращаться назад, т.к. вдруг внезапно активизировались все запретные зоны. Ваше решение и Ваши действия?

Попробуйте на него ответить, учитывая все, что перечислено выше.  

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

6. Летайте безупречно

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Любые маневры, будь то набор высоты, повороты и развороты, снижение и т.д. и т.п. во время полета с пассажирами должны быть максимально спокойными, плавными, выверенными и точными. Представьте, что у вас за спиной не сотня пассажиров, а сотня хрустальных ваз. И теперь со всем этим богатством вам нужно выполнить боевой разворот так, чтобы ни одну из них не разбить.

стать пилотом, обучение пилотированию, коммерческий пилот

Для справки: боевой разворот в данном случае не фигура речи. Так называется маневр самолета, сочетающий разворот на 180 градусов с одновременным набором высоты. Вопреки названию (в английском языке у него, кстати, используется куда более романтичный термин chandelle – похоже на «свечку») он выполняется и в пассажирской авиации. Более того, во многих странах, включая США, он является обязательным для того, чтобы стать пилотом и получить лицензию коммерческого пилота.