Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

31 Jan. 2015

Авиационные рекорды, о которых вы почти наверняка не знали

Беспосадочные перелеты Чкалова и Гризодубовой, рекорды высоты, скорости и грузоподъемности камовских вертолетов и антоновских самолетов - казалось бы, и ста лет не прошло с момента зарождения авиации, а легендарные летчики прошлого успели побить все мыслимые и немыслимые рекорды, не оставив современным героям неба не единого шанса вписать свой след в историю. Без паники! Специально для тех кто считает, что удел современного пилота гражданской авиации – возить пассажиров из точки А в точку В и не более, мы сделали подборку авиационных рекордов, установленных в нашем двадцать первом веке. Чтобы еще раз напомнить: обучение пилотов малой авиации – это лишь первый шаг в большой удивительный мир, высота дельнейшего взлета в котором совершенно ничем не ограниченна.

Самый высокий полет
4 октября 2004 года пилот Брайан Бинни (США) на самолете SpaceShipOne поднялся на высоту 112 км над поверхностью земли. Уникальная здесь не сколько цифра сама по себе, сколько факт преодоления границы между атмосферой и безвоздушным пространством – то есть космосом. Предыдущий рекорд принадлежал так же американцу и продержался 41 год (в августе 1963 года Джо Уокер поднял самолет-ракетоплан X-15 на 107,9 км).
 
АУЦ, обучение на пилота-любителя, стать пилотом
Пилотируемый аппарат SpaceShipOne («Космический корабль-1») является частным проектом американской компании Scaled Composites LLS, которая с еще 1996 года продвигает идею космического туризма. Предполагается, что он позволит совершить ознакомительный полет на орбиту любому желающему, а не только избранным, благодаря особой конструкции самолета, не требующей применения космических скафандров.

По стандартам ФАИ самостоятельные полеты на высоту свыше 100 км считаются суборбитальными, так как именно здесь проходит так называемая линия Кармана, названная по имени ученого Теодора фон Кармана. Он первым доказал тот, что на такой высоте воздух становится настолько разреженным, что аэродинамическая авиация становится невозможной, потому что скорость летательного аппарата, необходимая для создания подъемной силы, становится выше первой космической скорости. Сегодня это общеизвестный факт, который включает любая программа обучения пилотов и любые авиационные курсы.

Самый дальний полет на самолете
Девять лет назад, в феврале 2006 года, американский бизнесмен и частный пилот (пилот гражданской авиации) Стив Фоссет совершил самый длинный в истории авиации полет без дозаправки на специально построенном для этой цели одноместном реактивном самолете Global Flyer. За четыре дня Фоссет сделал полный виток вокруг земного шара протяженностью 41 467 километров.

стать пилотом гражданской авиации 
А всего за год до этого на том же самолете американец совершил первый в истории безостановочный полет вокруг земли, обогнув шар за 67 часов и 1 минуту.

К сожалению, еще через год, в 2007, рекордсмен погиб, разбившись в горах у границы с Невадой, совершая прогулочный полет на спортивном самолете.

Первый полет на солнечном самолете
Как известно, запасы нефти в мире не бесконечны, поэтому человечество в наши дни усердно изобретает альтернативные виды топлива. Авиация – не исключение. 3 декабря 2009 года состоялся пробный полет первого и пока единственного самолета на солнечных батареях. «Солнцелет», как его прозвали, Solar Impulse по габаритам сравним с гигантом Airbus A380 – один только размах крыльев 63 метра чего стоит.
 
стать пилотом гражданской авиации
На гигантских крыльях расположены 12 тысяч солнечных батарей. За день они заряжают аккумуляторы так, что их хватает на полет ночью, то есть в теории самолет может находится в воздухе бесконечно долго.

Летом 2013 годы пилоты Бертран Пикар и Андре Борщберг пересекли на нем США с запада на восток, а в марте этого года планируют отправиться в первую кругосветку.

Самый короткий международный авиарейс
Рекорды разные нужны, рекорды разные важны. Бюджетная австрийская авиакомпания FlyNiki анонсировала новый маршрут с апреля 2015 года. Рейс из Вены в Братиславу станет самым коротким международным авиарейсом в мире. Между столицами Австрии и Словакии всего 60 км, так что добраться по земле можно менее, чем за час. По воздуху же это расстояние преодолевается всего за 10 минут, да и то большая часть времени уйдет на руление, взлет, набор высоты и посадку. Но учитывая необходимость прохождения всех аэропортовых процедур, сама поездка будет гораздо длиннее, так что большую популярность маршрут вряд ли завоюет. Просто авиакомпания рассчитывает таким образом «переманить» в австрийский аэропорт братиславских пассажиров.

Самый длинный беспосадочный пассажирский авиарейс
В данном случае все наоборот. Рейс авиакомпании Singapore Airlines из Гонконга в Нью-Йорк является самым длинным в мире. Открытая в июне 2004 года линия обслуживалась самолетами Airbus A340, которые за 18 часов 40 минут преодолевали расстояние 15 345 километров. Интересно, что обратный полет занимает на 10 минут больше, а по протяженности составляет уже 16 600 километров. Учитывая дальность полета, авиалайнер предусматривал только места бизнес-класса. Все в прошедшем времени по той простой причине, что в 2013 году полеты по маршруту прекращены, но учитывая грандиозные темпы развития ближневосточных авиакомпании не исключено, что в будущем рейс может быть возобновлен.

Самый молодой летчик, облетевший земной шар
Прошлым летом 19-летний американец Мэтт Гатмиллер за полтора месяца пролетел более 46 тыс. километров, получив тем самым звание самый юный в истории пилот гражданской авиации, совершивший кругосветный перелет на одномоторном самолете. С детства бредивший небом парень много играл в авиа-симуляторы, в 16 лет решил научиться летать на самолете самостоятельно, в 17 уже получил сертификат PPL, а 31 мая 2014 года отправился в кругосветный полет на маленьком самолете Бичкрафт Бонанза А36 1981 года выпуска. Как правило, школы с летной подготовкой используют такие машины как прогулочный самолет, потому что она рассчитан на 8 пассажиров, но в данном случае его пришлось модифицировать, заменив пассажирские сиденья на дополнительные баки с топливом.

 «Я никогда не был тем человеком, который просто бродит вокруг да около в ожидании великих вещей. Если действительно хочешь чего-то достичь, нужно идти к этому самостоятельно и получить», — пишет Гатмиллер на своем сайте, через который он искал спонсоров и собирал деньги на прохождение летной школы и собственно сам полет. Вернувшись из кругосветки, юноша начал обучение на коммерческого пилота.

Догнать и перегнать
Америка, американец, американский – эти слова так часто встречаются в тексте выше, что становится немного грустно. Неужели времена российского доминирования в небе прошли безвозвратно? В марте прошлого года в стремлении опровергнуть эту мысль российский частный пилот Артем Курпитко пришел к идее установить новый мировой рекорд самого массового строевого полета на вертолетах. В настоящий момент 16 пилотов-энтузиастов уже начали тренировки, а всего к проекту планируется подключить не менее 20 человек. В случае успеха достижение попадет в Книгу рекордов Гинесса. Принять участие в рекорде может любой желающий пилот вертолета, пройдя соответствующее обучение по программе "Частный пилот".

Ну а для начала можно просто купить подарочный сертификат на полет на самолете, чтобы понять: небо гораздо ближе, чем кажется.