Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

28 Jan. 2015

Научиться летать, играя на авиасимуляторе: реальность или утопия?

Стандартный сюжет банального голливудского триллера: рядовой рейс пассажирского авиалайнера. Капитана берут в заложники террористы, второго пилота разбивает сердечный приступ (тут возможны варианты в зависимости от степени гениальности сценариста), стюардессы в панике визжат. До неминуемой катастрофы считанные минуты, как вдруг среди пассажиров находится юноша, в совершенстве освоивший пилотирование самолета, играя в Microsoft Flight Simulator. Вцепившись мокрой ладошкой в сайдстик (куда из кабины делись террористы, пусть придумает сценарист), юный гений безупречно сажает самолет в ближайшем аэропорту. Сотни жизней спасены, happy end.

стать пилотом гражданской авиации
Понятно, что это просто кино, но современные авиасимуляторы действительно настолько реалистичны, что даже настоящие пилоты вынуждены это признать. Тем более, по действующим правилам даже летные школы России должны проводить обучение летчиков с  обязательным «налетом» определенного количества часов на тренажере.
Так может, ну их, эти школы с летной подготовкой и пресловутый влэк по первой графе, если можно просто скачать программу и учиться летать на самолете, вообще не выходя из дома? Вот только сможет ли когда-нибудь компьютерный ас оторвать от земли настоящий самолет?
Чтобы ответить на вопрос, для начала надо понять, какие вообще бывают авиационные симуляторы. Несмотря на кажущееся многообразие, их всего-то четыре вида.

Microsoft Flight Simulator (MSFS)
С момента создания легендарной компьютерной игрушки в 1982 году вышло бессчетное количество других подобных приложений, но Microsoft Flight все равно остается самым популярным.
 
научиться летать, Cessna 172
Да, это всего лишь игра, но от большинства аналогов ее отличает крайне реалистичная физика полета и, соответственно, высокие требования к пониманию процесса управления самолетом. Начиная с версии 2002 года, в приложении смоделирован весь земной шар, включая все крупные аэропорты мира с реальным ландшафтом. Предусмотрен режим автопилота, диспетчерское сопровождение и возможность загрузки реальных погодных условий. Достаточно сказать, что в интернете сложилась целая сеть виртуальных авиационно-учебных центров, полностью имитирующих реальные авиационные курсы. Первый полет, полная программа обучения пилотов с последующей выдачей аналога сертификата PPL, затем увеличение налета и, наконец, возможность трудоустройства в авиакомпании – здесь доступно все, что предлагает любая летная школа москвы, но «понарошку».
В реальной жизни продвинутый игрок MSFS, вполне вероятно, сумеет оторвать настоящий самолет от земли, а особо одаренный даже попробовать летать самостоятельно, но вот безопасно посадить – разве что в голливудском фильме. Дело в том, что помимо умения нажимать на кнопки пилот гражданской авиации обязан знать, уметь и контролировать такое огромное количество вещей, освоить которое в виртуальной реальности – нереально.

Multi-Functional Training Device (MFTD)
С точки зрения интерфейса такой тренажер наиболее приближен к игровым симуляторам. По сути, это и не тренажер вовсе, а компьютерная программа, которая выводит на несколько мониторов внешнее и внутренне устройство самолета в мельчайших подробностях.
 
АУЦ, обучение на пилота-любителя, стать пилотом
По своему функционалу MFDT рассчитан все же не столько на обучение пилотов, сколько на подготовку наземного персонала. С его помощью можно «заглянуть» в самые укромные уголки крылатой машины, понажимать на любые кнопки, подергать все рычажки, заглянуть под все лючки и т.д. Можно даже запустить двигатели и посмотреть, как поведет себя механизм в случае какой-либо поломки или неграмотных действий виртуального авиатехника. Теоретически, установить такую программу можно и на домашний компьютер с парочкой хороших мониторов, но практически скачать ее просто так в интернете не получится. Созданием подобных программ  занимаются крупные инженерные центры по лицензии авиапроизводителей, поэтому цены соответствующие. В МГТУ ГА, например, программным обеспечением занимается учебный центр Lufthansa Technical Training, а преподаватели регулярно проходят стажировки в Германии.

Touch Screen Trainer (TST)
Он же «авиационный тренажер для полноразмерной имитации кабины экипажа». Как видно из названия, фактически это полный аналог кабины самолета в натуральную величину, только установленный внутри обычного помещения.
 
стать пилотом гражданской авиации
Вот как раз на таком можно вполне законно проходить обучение пилотированию самолета, но, опять же, исключительно под присмотром сертифицированного инструктора. Никто, конечно, не может запретить поставить такую штуковину дома, но цену рядовой любитель компьютерных игр вряд ли потянет. Для небольших легкомоторных самолетов, вроде Cessna 172, отдельных тренажеров, конечно, никто не строит, а для соблюдения требования об обязательной подготовке на тренажере может использоваться кабина настоящего самолета. Именно такой вариант использует летная школа «Аэроград Коломна». Очевидно, что рассматривать такой вариант для личного пользования не получится, потому как стоимость обучения на пилота в таком случае сравняется с ценой покупки всего самолета.

 Full Flight Simulator (FFS)
А вот это уже – высший пилотаж. Именно на таких тренажерах проходят обучение и регулярно подтверждают навыки действующие линейные пилоты гражданской авиации. В них предусмотрена не просто полная имитация внутреннего устройства кабины, но и так называемая визуализация – за окнами виден окружающий пейзаж или взлетно-посадочная полоса, причем не абстрактная, а принадлежащая конкретному аэропорту и смоделированная со стопроцентной реалистичностью.
 
полет на самолете, подарочный сертификат на полет на самолете
Мало того, FFS оборудован поворотным механизмом, благодаря которому кабина движется в точном соответствии с действиями пилота, задействуя таким образом еще и вестибулярные ориентиры, которых не способен обеспечить ни один компьютерный симулятор.
Полнопилотажный симулятор способен воспроизводить любые режимы полета, имитировать взлет и заход на посадку, уход на второй круг, посадку с отказом двигателя и вообще любые ситуации, которые только могут возникнуть в реальном полете. С некоторыми оговорками полеты на FFS могли бы заменить реальное прохождение летной школы, но есть одно но - цена. Стоимость такого тренажера сопоставима с ценой реального авиалайнера. Например, полнопилотажный тренажер первого и пока единственного российского самолета Сухой Суперджет-100 авиакомпании Аэрофлот, летная школа которой насчитывает всего пять FF-симуляторов, стоит 17,5 миллионов долларов при каталожной цене самого самолета $35.

Итак, научиться управлять самолетом с помощью симулятора, в принципе можно, но, во-первых, понятие «летать самому» - отнюдь не синоним умению летать безопасно, а во-вторых, симулятор симулятору рознь. И если рассматривать серьезные варианты, то курсы пилотов малой авиации обойдутся на порядок дешевле. Дополнительным бонусом к умению летать станет официальное свидетельство частного пилота, которое позволит летать куда угодно и когда угодно, не дожидаясь, пока ваш самолет захватят террористы, чтобы проявить, наконец-то, свои таланты.