Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

23 Jan. 2015

Сегодня – день образования ДОСААФ

Вряд ли в нашей стране найдется человек, тем более причастный к небу, который не знаком с аббревиатурой ДОСААФ. Но мало кто вспомнит, что именно 23 января следует считать датой рождения легендарного Добровольного общества содействия авиации и флоту. Именно здесь миллионы подрастающих строителей коммунизма получили путевку в небо, отправившись в первый полет на самолете.

АУЦ, обучение на пилота-любителя, стать пилотом
Это было в 1927 году. Полная энтузиазма молодая страна советов развивала авиацию бурными темпами. Как и полагается строителям светлого будущего, процесс происходил на добровольных началах. 23 января 1927 года путём слияния двух добровольных обществ – Авиахим и Общество содействия обороне СССР – была создана организация с типичным для того времени труднопроизносимым названием «ОСОАВИАХИМ».

Пройдет всего-то две недели, и 9 февраля того же года по маршруту Москва – Нижний Новгород отправится первый в истории страны пассажирский рейс, положив тем самым начало гражданской авиации СССР. Новая отрасль потребовала огромного количества кадров, поставщиком которых и стал ОСОАВИАХИМ. Стать летчиком гражданской авиации мог любой желающий.

стать пилотом гражданской авиации
В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе организации была организована первая в стране общественная школа пилотов, где юные пролетарии могли пройти курсы обучения летчиков без отрыва от производства. Лозунг ОСОАВИАХИМа «От модели - к планеру, от планера – на самолет!» стал жизненным ориентиром тысяч юношей и девушек. Первая летная школа Москвы насчитывала шесть секций: летная, планерная, авиамоторная, парашютная, глиссерная, авиамодельная и группа проектирования и постройки самолётов.

Одним из первых инструкторов школы с первоначальной летной подготовкой ОСОАВИАХИМа стал Валерий Чкалов. Там же проходил обучение на летчика испытатель Михаил Громов. В 1926 году он отправился в полет на маленьком самолете АНТ-3 по европейским столицам и за три дня пролетел немыслимые по тем временам 7150 км, за что получил от французских авиаторов приглашение в почетный клуб «Старые стволы» и звание «Лучший летчик мира 1926 года».

Кружок ОСОАВИАХИМ стал первой строкой в биографии авиаконструкторов Антонова и Яковлева – создателей знаменитых «Яков» и «Анов», инженеров Камова и Скржинского, построивших первый отечественный вертолет, ученого Сергея Королева, прорубившего всему человечеству окно в космос, воздухоплавателей Федосеенко и Канищева, поднявшихся в верхние слои атмосферы на стратостатах, героической летчицы Валентины Гризодубовой, в середине 30-х совершившей беспосадочный полет из Москвы на Дальний Восток, и многим-многим другим. За годы существования организации курсы подготовки пилотов в ней прошли свыше 120 тысяч героев небо. В годы Великой отечественной войны каждый третий военный летчик, удостоенный звания Героя Советского Союза, являлся воспитанником ОСОАВИАХИМа.

стать пилотом гражданской авиации
По окончании войны постановлением Совета Министров СССР ОСОАВИАХИМ был разделен на три отдельные оборонные организации: Всесоюзное добровольное общество содействия армии (ДОСАРМ), авиации (ДОСАВ) и флоту (ДОСФЛОТ). Но спустя всего три года их вновь объединили, переименовав в ДОСААФ.

После распада СССР организация ненадолго была переименована в РОСТО, но несмотря на всю эту бюрократию, суть ее не поменялась. В 2009 году прежнее название вернули, и сегодня понятие летная школа досааф по-прежнему является своего рода знаком качества. В настоящее время в России насчитывается около 2000 спортивно-технических организаций ДОСААФ. Одной из них является один из старейших аэроклубов Подмосковья – летная школа «Аэроград Коломна».

науиться летать на самолете