Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

30 Dec. 2014

Главные тренды в авиации – 2015

Вообще-то, в это время принято подводить итоги. Вот и мы решили вспомнить о самых значимых событиях и тенденциях в сфере авиации общего назначения в уходящем году. А когда вспомнили, стало ясно: это – не просто итоги уходящего года. Это еще и основные тренды года будущего. Те самые, что будут определять развитие отрасли  уже после завтра.

стать пилотом гражданской авиации
Гаджеты на борту
Такое ощущение, что скоро без айпада ни один прогулочный самолет не взлетит. Смех смехом, но из стильной игрушки планшетный компьютер стремительно превращается в полезный, а то и незаменимый девайс. Количество выходящих на рынок приложений для iPod и Андроид таково, что за ними уже не уследить. Карты, навигаторы, схемы взлета и посадки, планировщики погоды, спутниковые точки доступа с подключением через WiFi – всего не перечислись. Дошло даже до отдельного приложения для предстартовой проверки: электронный чек-лист доступен для большинства существующих ВС. Да что тут говорить, если в уходящем году даже «Аэрофлот» объявил о покупке 1200 iPod mini для своих экипажей.

Полеты в Крым и наяву
Сразу после стремительного обретения Крым стал одним из самых популярных направлений для полетов. И речь даже не столько о коммерческих авиакомпаниях, хотя и они побили все рекорды по числу проданных билетов. Такое ощущение, что в Крым в этом году летали все и вся. Начиная от героя новостей Сергея Шевчика (частный пилот прилетел из Сургута с 8-летним сыном на самодельном самолете), заканчивая «Стрижами», «Русью», «Беркутами» и прочими асами, прилетавшими на всевозможные, крупные и не очень, авиашоу. Самым масштабным из них, разумеется, было празднование Дня Победы, участие в котором принимала и летная школа «Аэроград Коломна».

«А не махнуть ли нам вокруг шарика!» (с) Валерий Чкалов
Не Крымом единым, как говорится. География полетов частных пилотов в этом году поистине завораживает. Чего стоит перелет в Новую Зеландию – чуть ли не первый в истории групповой полет летчиков, имеющих лишь сертификат PPL, с пересечением экватора. Не менее уникальна и экспедиция в Монголию, посвященная 75-летию победы на Халкин-Голе. Дошло до того, что очередной международный форум пилотов-кругосветчиков в этом году провели в Санкт-Петербурге. Форум существует с 2000 года, объединяет людей, обогнувших земной шар по воздуху и каждый раз проходит в разных странах. Выбор на нашу страну пал не случайно: организация насчитывает 342 человека, а за последнее время число заметно выросла за счет представителей России. Хочется верить, что следующий год окажется щедр на новые интересные путешествия, а в числе их участников окажутся и те, кто придет реализовать мечту стать пилотом в авиационный учебный центр на аэродром Коломна.
Крымский герой Шевчик, кстати, теперь собирается лететь на Мальдивы.

Обнуление пошлин
Во-первых, на бензин марки 100LL (нулевая ставка будет действовать до декабря 2016), во-вторых, на ввоз из-за рубежа турбовинтовых гражданских самолетов с количеством посадочных мест меньше 72 (вступит в силу 1 января 2015). Конечно, в свете прочих экономических факторов рассчитывать, что обнуление пошлин сделает покупку  личного самолета  и прохождение летной школы дешевле, не приходится, но хоть что-то.

Небо как предчувствие
Долгие годы небо над Москвой было полностью закрыто для полетов. Даже после того, как в силу вступил уведомительный порядок ИВП, летать над столицей можно было только над МКАД и строго по часовой стрелке. Но в уходящем году научно-исследовательский институт городского транспорта (МосгортрансНИИпроект) определил два коридора по руслу Москвы-реки внутри города. Правда, речь пока идет только о вертолетах. Самолетам летать над столицей разрешается на высоте не менее 8 тыс. метров (однодвигательным самолетов вообще никак и нигде), но и у их владельцев есть надежда, пусть пока отдаленная. Дело в том, что Европейским агентством по безопасности полетов (EASA) было принято решение с 2016 года разрешить одномоторным турбовинтовым самолетам полеты ночью и в сложным метеоусловиях. Базируется решение на признании факта, что современные двигатели и другие узлы самолетов стали намного надежнее с момента написания предыдущих правил. Кто знает, вдруг это послужит прецедентом?

Show must go on!
Уходящий год оказался невероятно богат на события, случившиеся с приставкой «впервые». Впервые в Жуковском прошло авто-авиашоу «Форсаж». Захватывающие гонки самолетов с суперкарами привлекли на аэродром в Раменский район рекордное количество зрителей. А до этого впервые в Московской области прошел авиасалон малой авиации «Авиарегион-2014» с участием губернатора, признавшего необходимость развивать авиацию общего назначения в целом и привлекать молодежь на курсы подготовки летчиков в частности. Авиаралли, аэронавигационные гонки, точность приземления – это только малая часть дисциплин, в которых соревновались пилоты спортивных самолетов. И пусть чиновники в своих скучных отчетах пишут банальное «привлечение молодежи» и «популяризация авиаспорта», для начинающих пилотов все это значит только одно – после курса обучение на гражданского пилота скучать не придется! Из местечковых междусобойчиков авиационный спорт начинает превращаться в добротное шоу и возвращать себе былую зрелищность. И да, не забудьте, что в мае 2015 года в Сочи впервые в России пройдет этап Red Bull Air Race – мировой серии соревнований по аэробатике.

Гибриды наступают
Мировые авиаконструкторы продолжают поиск идеального самолета с точки зрения выбросов в экологию, шумовой нагрузки (одна из причин, по которым самолеты и вертолеты до сих пор не могут летать где угодно) и экономии топлива. Так, Airbus представил самолет с электродвигателем Airbus E-Fan, который через в 2017 году обещает запустить в серийное производство. А в Чехии аналогичный «электролет» даже совершил пробный полет и сумел продержаться в воздухе 27 минут! В Швейцарии запустили в небо совсем уж экзотический аппарат – Solar Impulse 2 на солнечных батареях. При скорости 140 км/ч он способен забираться на 12 тыс. метров, и в 2015 году на нем планируется совершить кругосветное путешествие. Одна беда – весит чудо-агрегат 2,3 тонны и имеет размах крыла 72 метра. Это почти как Airbus A380 – самый большой в мире пассажирский самолет. Все потому, что на крыльях гиганта размещены 17 тысяч фотоэлементов. Куда практичнее в этом плане выглядит самолет cessna 182 на биотопливе, на которой энтузиасты из США совершили перелет из Род-Айленда в Северную Каролину.

полет на самолете, подарочный сертификат на полет на самолете
Возрождение региональной авиации
Год оказался богат на возрождение заброшенных аэродромов. Вот только самые крупные: Грабцево в Калуге, Ржевка в Питере, Старица в Тверской области, Смоленск-Северный (получил статус двойного базирования), Орел-Южный, Котлас, посадочная площадка в Братске. Одновременно с этим ряд региональных авиакомпаний отметился расширением авиапарка за счет небольших самолетов. В Приморье, например, начали работать три DHC-6 Твин Оттер авиакомпании «Аврора». Такой полет на маленьком самолете – единственная возможность добраться до «большой земли» из отдаленных деревень. А в Улан-Уде впервые в практике отечественной гражданской авиации на регулярный международный рейс встала 9-местная одномоторная Cessna Grand Caravan. Наконец, в УВАУ ГА закупили в уходящем году первую партию чешских самолетов, чтобы проводить переобучение на самолет  Л-410, который так же весьма популярен на российских просторах.

Ужесточение требований к подготовке пилотов
После авиакатастрофы в Казани в 2013, вызванной, по версии следствия, недостаточной подготовкой пилотов, Росавиация жестко взялась за школы с летной подготовкой и авиационно-учебные центры. После проверок некоторые лишились права преподавать, либо вовсе были закрыты. И вот новый виток: в середине декабря на сайте ведомства появился список из 83 фамилий пилотов, чьи свидетельства аннулированы с формулировкой «за указание недостоверных сведений и (или) использование подложного документа в представленных документах на выдачу свидетельства авиационного специалиста». Среди них есть и частные летчики, и коммерческие пилоты крупных авиакомпаний. Наивно думать, что на этом историю можно считать законченной. В связи с этим в наступающем году всем, кто решил пройти обучение на пилота гражданской авиации, следует особо тщательно подходить к выбору летной школы. Как минимум – проверить, есть ли выбранная летная школа на сайте Росавиации в разделе АУЦ. Там же, к слову, можно найти «Рекомендации в связи с участившимися случаями представления работодателям поддельных сертификатов».