Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

27 Dec. 2014

ХОЧУ СТАТЬ ПИЛОТОМ… Есть ли перспективы у такого желания в современных условиях?

Согласно прогнозу Росавиации потребность авиапредприятий в пилотах до 2020 года будет составлять в среднем 600 человек в год. Такие данные ведомство приводит на официальном сайте, анализируя итоги приема студентов в свои учебные заведения. Иными словами, дефицит летных кадров в России сохраняется, несмотря на экономическую «турбулентность».

пилот гражданской авиации

Всего в 2014 году за парты училищ и вузов гражданской авиации сели почти 5,5 тыс. человек. Правда, обучение на пилота гражданской авиации по специальности «Летная эксплуатация» начали только 780 из них. Это меньше чем год назад – тогда стать пилотом решили 940 человек. Конкурс среди желающих обучиться на летчика составил 10,1 человек на одно место.

Чтобы представить эти цифры на практике, достаточно вспомнить, что с этого года российские власти пошли на беспрецедентный шаг: разрешили авиакомпаниям набирать на работу иностранцев по причине нехватки пилотов в родном отечестве. Накануне принятия соответствующего закона дефицит в отрасли достиг своего пика: в 2012 году российским перевозчикам не хватало 1000-1200 летчиков. Это вдвое больше, чем выпускали все учебные заведения гражданской авиации вместе взятые.

Сегодня ситуация несколько выровнялась, но во многом именно благодаря дополнительному привлечению иностранных специалистов. Впрочем, разрешение работать на российских авиалиниях они получили сроком только на пять лет, поэтому при таких показателях набора студентов не исключено, что в будущем ситуация повторится. Это значит, что подготовка и переподготовка пилотов, в том числе и силами АУЦ, по-прежнему актуальна.

Подсчитали в Росавиации и на чем предстоит учиться летать на самолете будущим пилотам. Авиапарк учебных заведений составляют 249 самолетов и вертолетов. В числе самых распространенных –  Diamond-40NG (117 штук) и самолет сessna 172 (64 уже есть и еще 16 должно быть закуплено в этом году).

Конечно, сейчас, в свете известных политических и экономических событий, многие задаются вопросом, что будет с авиарынком в период кризиса. Не останутся ли без работы даже действующие труженники неба? Но, во-первых, программа обучения пилотов рассчитана не на один год, во-вторых, авиационная отрасль имеет одну специфическую особенность: держать самолет на стоянке авиакомпании обходится едва ли не дороже, чем выпускать его в рейс полупустым. Мало того, контракты на поставку новых машин заключаются на много лет вперед и предусматривают серьезные санкции за отмену. Тот же «Аэрофлот», на официальном сайте сообщает, что еще в 2007 году были подписаны контракты на покупку 22-х Boeing 787«Dreamliner»  и такого же количества Airbus A350. Поставки ожидаются начиная с 2016 и 2018 годов соответственно.

Буквально 15 декабря состоялось итоговое заседание общественного совета нацперевозчика, где было объявлено о дальнейшем расширении флота за счет новых Boeing 737-800 и «Сухой Суперджет». Один только лоукостер «Победа» в следующем году планирует увеличить свой парк до 13 воздушных судов. Для справки: каждый новый самолет для авиакомпании означает необходимость принять на работу пять-семь дополнительных экипажей.