Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

17 Dec. 2014

ЖЕНЩИНЫ НА ВЫСОТЕ. Может ли девушка быть пилотом?

1927 год, Сан-Франциско, США. Глава авиастроительной корпорации Уильям Боинг приобретает контрольный пакет почтовой авиакомпании Varney Air Lines и дает ей новое название – Boeing Air Transport. Новая авиакомпания объявляет дополнительный набор на работу пилотов. 25-летняя медсестра Эллен Чёрч так отчаянно мечтает получить эту должность, что все заработанные деньги тратит на уроки управления самолетом в частной летной школе. Наконец, заветная лицензия пилота в руках. Окрыленная девушка приходит устраиваться на работу и… получает отказ.

Эта история так и осталась бы ничем не примечательной, если бы не время, когда она произошла. Минуло почти двадцать лет с тех пор, как баронесса Раймонда де Ларош во Франции официально получила звание первой в мире женщины-пилота, а в далекой России княгиня Шаховская стала первой в истории военной летчицей. По некоторым данным уже к концу 1911 года в царской России летные школы в качестве учеников приняли до 20 процентов женщин. Во время Первой мировой дамы довольно активно пилотировали всевозможные летательные аппараты – от аэростатов до бомбардировщиков. Тем удивительнее факт, что даже спустя десять лет после ее окончания, гражданская авиация не сильно жаловала слабый пол. Атаковать неприятеля, крутить мертвую петлю – можно, возить пассажиров – нельзя.

Эллен Черч, к слову, в итоге стала первой в мире стюардессой. Но на пассажирских авиалайнерах женщины как полноценные пилоты смогли работать лишь к середине XX века, да и то в порядке исключения. В 1934 году еще одна американка, Амелия Эрхарт, первой в мире перелетевшая Атлантику с запада на восток, предупредила женщин, которые задумались о карьере пилота: «Если вы когда-нибудь решитесь постучаться в эту дверь, возьмите с собой топор – возможно, вам придется прорубать себе путь».

стать пилотом гражданской авиации

Княгиня Евгения Шаховская – первая в мире женщина – военный летчик

На календаре новый век. Космические корабли, в том числе под управлением женщин, из бороздили просторы вселенной вдоль и поперек. В конце XX века генерал-майор авиации Валентина Терешкова первой (и единственной) в мире в одиночку слетала в космос, а в начале XXI Светлана Капанина получила именную медаль FAI как лучший пилот столетия.  Пока мужчины травят друг другу анекдоты про блондинку за рулем, эта обладательница шикарной копны светлых волос успела 39 (тридцать девять!) раз выиграть Чемпионат мира и 17 раз – Чемпионат Европы. Перечислять остальные ее достижения – не хватит места. В перерывах между установкой рекордов семикратная абсолютная чемпионка мира по высшему пилотажу успевает воспитывать двоих детей и работать летчиком-инструктором летно-испытательной базы «ОКБ Сухого».

Парадоксально, но ни время, ни подвиги Гризодубовой и Расковой во время Великой Отечественной войны, ни современные рекорда Капаниной так и не смогли до конца сломать стереотип. Почему-то женщина-рельсоукладчик или женщина-крановщик никого не смущают, зато на запрос «пилот самолета» и всезнающий Яндекс, и услужливое воображение подсовывают картинки брутальных мачо в белоснежных рубашках с золотыми полосками на плечах, а прекрасная половина человечества вновь и вновь задается одним и тем же вопросом: как девушке стать пилотом?

полет на самолете, подарочный сертификат на полет на самолете

Светлана Капанина – лучший пилот столетия по признанию
Международной федерации авиации

В настоящее время в США зарегистрировано свыше 27 000 женщин-пилотов. В российском союзе женщин летных специальностей «Авиатрисса» числится чуть более 450 человек. По частным пилотам точной статистики нет, но известно, что коммерческая авиация открывает двери не для всех, и на сегодняшний день в ней работают не более двадцати частных пилотов. Впрочем, есть и хорошая новость: каких-то пять-шесть лет назад их было в два раза  меньше. В одном только «Аэрофлоте» уже работают 13 представительниц прекрасного пола. Причем три из них – в должности КВС.

Правда, в той же Америке лицензию линейного пилота имеют не меньше 7000 женщин, а в статусе командиров летают около 800. Гигантский разрыв объясняется очень просто. В советское время самым простым и логическим (правда, далеко не самым коротким) способом сесть за штурвал было прохождение летной школы ДОСААФ. Но с распадом союза аэроклубы постигла незавидная участь. Абсолютное большинство лишившись централизованного финансирования прекратили свое существование, и лишь единицы смогли вписаться в пресловутые «рыночные отношения». Но даже за возможность банально полетать на маленьком самолете, не говоря уж про курсы подготовки летчиков нужно было выложить непосильную по меркам голодных 90-х цену. О возможности пройти обучение на пилота в кредит тогда и знать никто не знал.

К тому же, из дверей аэроклубов выходили только так называемые частные пилоты. Единственным способом сделать небо профессией оставались летные училища, но и там все было очень непросто. Еще в конце 60-х по инициативе героя СССР Валентины Гризодубовой Кременчугское летное училище сформировало чисто женскую группу. Первый выпуск состоялся в 1973 году, второй – через три года, но он же стал и последним. С тех пор в летные училища девушек не набирали.

К счастью, уже в начале нулевых ситуация начала стремительно меняться. Буквально за несколько лет авиационное законодательство в России было сильно либерализовано, и сегодня девушкам совершенно не нужно переодеваться в мужчин и бомбить врагов, чтобы научиться летать на самолете. Существующие правила позволяют аэроклубам не просто учить, но и дают выпускникам возможность в дальнейшем получить свидетельство коммерческого пилота. То самое, которое открывает своему обладателю двери в мир белоснежных авиалайнеров и недосягаемых эшелонов.

Цессна 172, Cessna 172, стать пилотом гражданской авиации, АУЦ, авиационно-учебный центр

Мария Уваровская  - капитан воздушного судна Airbus A320
авиакомпании «Аэрофлот»

Для Марии Уваровской та самая дверь открылась в точности так, как описано выше. В этом году она стала уже третьей по счету женщиной – капитаном воздушного судна в штате «Аэрофлота». Звание КВС Мария получила в возрасте 35 лет, разбив тем самым еще один стойкий миф, что если сразу после школы не успел поступить в летное училище, то карьера пилота более не достижима.

Дорога в небо для девушки началась как раз в аэроклубе. Архитектор по образованию, до поры-до времени она и работала архитектором. Но бредила небом, и все заработанное тратила на увеличение налета, необходимого для работы коммерческим пилотом. Дальнейшее можно было бы назвать счастливым стечением обстоятельств, но главный философ современности Коэльо очень точно сформулировал самый заветный принцип мирозданья: «если ты чего-нибудь хочешь, вся вселенная будет тебе помогать». В один прекрасный день Санкт-Петербургской академии гражданской авиации потребовался архитектор для центра переподготовки пилотов, и Уваровская поняла, что это ее шанс. В результате СПГУ ГА получил проект нового центра, а компания «Северсталь» - нового пилота Як-40. Набравшись опыта на узкофюзеляжном самолете, Мария устроилась в «Аэрофлот», где переучилась на Ту-154, а после их вывода - на Airbus А320.

Девушкам, которые хотят стать пилотом, в одном из интервью Мария дала крайне ценный совет: «Конечно, быть летчиком престижно. Многих привлекает зарплата. Кто-то хочет носить красивую форму. Но главное – это должно быть призванием, мечтой всей жизни. Поэтому первым делом надо подняться в небо, чтобы узнать это ощущение. Сейчас все доступно, можно купить пробный полет с инструктором — хотя бы на пятнадцать минут. Это поможет определиться. Если желание летать вырастет, уже ничто не сможет вас остановить».

АУЦ, обучение на пилота-любителя, стать пилотом

Ларина Евмурзаева – второй пилот авиакомпании «Грозный авиа»

Если показать эту фотографию непосвященному человеку и спросить, какое отношение к авиации имеет девушка на ней, чего только не услышишь. Увы, но положительными ассоциации, которые возникают при виде женщины в мусульманском платке и слове «самолет», не назовешь. Впрочем, примера блондинки Капаниной вполне достаточно, чтобы убедиться – внешность, тем более женская, обманчива.

Девушку зовут Ларина Евмурзаева, и она – первая женщина-пилот гражданской авиации в истории Чеченкой республики. Родители признаются, что первое время никому не говорили, куда поступила дочь после школы – боялись непонимания со стороны общества.

А поступила она в Краснокутское училище гражданской авиации. Правда, не сразу. Когда пришла в приемную комиссию, документы не приняли, потому что за всю 90-летнюю историю училища женщин в нем никогда не было. Пройдя медкомиссию (а как известно, медицинские требования для кандидатов в пилоты в России одни из самых жестких в мире) и сдав нормативы по физподготовке наряду с мужчинами, Ларина сумела настоять на своем. Выбери она по примеру других героинь этой истории не училище, а летную школу (АУЦ) в качестве первой ступеньки к карьере пилота, строгих требований к «профпригодности» и тягот казарменной жизни в училище, кстати, могла бы избежать. Зато в самом училище спустя год официально объявили, что открыт набор девушек-пилотов.

После выпуска в 2012 году Ларина устроилась вторым пилотом Ан-2 в авиакомпанию «Грозный авиа», а еще через год переучилась на Як-42. В том же году поступила на заочное в УВАУ ГА, потому что в планах – стать КВС. А теперь попробуйте всего на миг представить, какими взглядами провожают хрупкую 22-летнюю девушку в пилотском кителе и неизменном платке (дань традициям), когда она идет по летному полю к своему самолету.

Оказаться на ее месте – не так сложно, как кажется на первый взгляд.

cessna 172, подготовка пилотов любителей