Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

21 Nov. 2014

История Самолета Cessna 172S. Часть II

А вот и обещанное продолжение путешествия по второй половине 20-го века с легендарной машиной Cessna 172. Мы остановились на букве "I". Итак:

обучение пилотов-любителей, научиться летать, cessna 172, подготовка пилотов любителей

Модель 1968 года ознаменовала переход на новый двигатель - Лайкоминг (Lycoming). Цессна (Cessna) решила разорвать контракт со старым добрым Континенталом. Переход к новому производителю был более чем логичным - во-первых, прирост в мощности (145 у Конти против 150 у Лайкоминга), во-вторых, увеличение крейсерской скорости (209 км.ч. против 211 км.ч.) и самое важное - надежность Лайкоминга по сравнению с Континенталом. Кроме замены двигателей модель "I" отличалась новой "раскладкой" приборов, сохранившейся вплоть до начала эксплуатации "стеклянной кабины" . Всего было произведено 1206 самолетов

обучение пилотов-любителей, научиться летать, cessna 172, подготовка пилотов любителей


Не собираясь останавливаться на достигнутом, конструкторы Цессна (Cessna) решили разработать новую схему крепления крыла. По их замыслу это должно было улучшить аэродинамику самолета и облегчить конструкцию. Не вдаваясь в технические детали данное изменение можно описать как отказ от подпорок крыла. Кроме того, конструкторы решили сдвинуть крыло чуть назад и избежать таким образом неприятного для пилотов момента, когда при крене вправо или влево крыло закрывало обзор с соответствующей стороны. Новый самолет получил обозначение "J" и компания начала принимать заказы. Однако, чем ближе была дата премьеры, тем больше запросов получал производитель от дилеров. Они были озабочены тем, что новинка могла не понравится Авиационным Учебным Центрам (АУЦ) и новичкам. Продавцы считали, что нововведения отпугнут самую многочисленную целевую аудиторию. И вот буквально в последний момент Цессна (Cessna) принимает решение продолжить выпуск проверенной аэродинамической схемы и вывести модель "J" на рынок под совершенно другим индексом. И даже номером. Cessna 177 - так теперь назывался этот самолет. У него была и люксовая версия - 177 Кардинал. Было выпущено почти 4300 самолетов 177 модели модификаций "A", "B" и "RG", но индекс "J" так и не был официально использован. Ни на 177-ой, ни на 172-ой Цессне.

Цессна 172, Cessna 172, стать пилотом гражданской авиации, АУЦ, авиационно-учебный центр

Выпуск следующей модели датирован 1969-ым годом. Битлз готовились в последний раз появиться на публике, СССР запустил очередной "Союз", 4-ый по счету, а "Лед Зеппелин" выпустили первый альбом. Ну а Цессна (Cessna) обрадовала поклонников марки и потенциальных покупателей вариантом с увеличенным объемом топливных баков (52 Галлона - 197 литров) и расширенным задним стеклом кабины. "Расширилась" и цена - теперь за самолет в "базе" просили 12 500$, а за шикарный "Скайхок" на полторы тысячи больше. В 1970 в арсенале "K" появились дополнительные опции.

cessna 172, подготовка пилотов любителей

Литера "L" ознаменовала собой переход на новое шасси. Теперь, с 1971 года Цессна улучшила аэродинамику и силовые характеристики основных стоек. Плоские листы метала, до этого формировавшие стойку были заменены на трубчатую конструкцию. Это положительно сказалось на способность сопротивляться деформациям и нагрузкам при посадках. Кроме того были добавлены аэродинамические  "зализы" в местах стыка стоек и фюзеляжа. На 30 сантиметров увеличилась ширина колеи, а следовательно улучшилась устойчивость самолета на земле. Всего в 1971 и 1972 годах было продано 1811 самолетов.

стать пилотом гражданской авиации

В 1973-76 годах с конвейера в Вичите стали сходить самолеты с буквенным обозначением "M". Специалисты по аэродинамике решили изменить переднюю кромку крыла дабы повысить управляемость и улучшить характеристики самолета на малых скоростях. В 1974 компания впервые вышла на рынок с расширенным пакетом опций, получившим обозначение "II". Теперь в распоряжении пилота имелся второй комплект навигационной/связной радиостанции, ответчик и радиокомпас. Кроме того покупатель мог выбрать двойную посадочную фару.

В 1976 году Цессна прекратила продажи и рекламную компанию самолета с использованием тэга "172" и перешла исключительно на Скайхок (Skyhawk), не забыв при этом внести ряд изменений в приборное оборудование. В частности поменяли "место жительство" топливные индикаторы, переехав на левую часть приборной панели. Всего за 4 года было построено 7306 экземпляров "M".

cessna 172, подготовка пилотов любителей

Скайхок N (Skyhawk N) или, по внутреннему обозначению компании, Скайхок 100 (Skyhawk 100) начал поступать к заказчикам в 1977 году. Цифра "100" в корпоративном обозначении означала переход на новое топливо и, как следствие, на новый двигатель. 160-ти сильный Lycoming O-320-H2AD работал на бензине с октановым числом 100 (ранее 80/87). К сожалению "сотый" первенец оказался не очень надежным, а вернее сказать, проблемным. Тем не менее производство и продажи продолжались. В качестве опций можно было дозаказать триммер руля направления и закрылки с фиксированными значениями отклонения. в 1978 году бортовую електрическую сеть самолета перевили с 14-ти на 28 вольт и позволили покупателям заказывать кондиционирование кабины. А в 1979 увеличили до 66 галлонов (250 л) объем топливных баков и до 115 узлов (213 км.ч.) увеличили предельную скорость отклонения закрылков (на 10 градусов).

Модель с буквой "О" не выпускалась.

стать пилотом гражданской авиации

Не смотря нf продолжавшийся 4 года выпуск "N" проблемы с двигателем необходимо было решать. И в 1981 году Skyhawk P приобрел новый силовой агрегат Lycoming O-320-D2J. Это был гораздо более надежный и ремонтопригодный двигатель.

Естетсвенно, что на этом изменения не закончились. Был уменьшен максимальный угол отклонения закрылков (с 40 до 30 градусов). Сделано это было в угоду увеличению максимального взлетного веса - с 2,300 ф (1,043 кг) до 2,400 ф (1,089 кг). Кроме этого доступно было и "wet wing" - конструкция крыла, по сути превращающая его в топливный бак.

В 182-ом посадочную фары из носовой части перенесли на крыло, дабы тряска при посадках, взлетах и рулениях не разбивала капот и саму фару. В 1983 улучшили звуконепроницаемость кабины и поработали над остеклением. Теперь оно стало тоньше. И, наконец, в 1984-ом доработали замок второй двери.

Производство "P" было закончено в 1986 году. И в последующиие 11 лет не было произведено ни одного самолета 172-ой серии. Вступившие в силу новые федеральные правила делали страховку на этот самолет очень дорогой.

В 1984, кстати, был поставлен собственный корпоративный анти-рекорд - за тот год было построено всего 195 самолетов, менее 4-х в неделю.

Кстати, именно этот самолет Матиас Руст посадил на Красной Площади в 1987 году, что стоило ему некоторого времени в тюрьме и должностей нескольким советским генералам.

Буква "Q" появилась в каталогах канзасской компании в 1983 году и получила название Cutlass. По сути это была все та же "P-шка" с более мощным двигателем Lycoming O-360-A4N, выдававшим "на гора" 180 л.с. Самолет имел взлетную массу 2,550 ф (1,157 кг) и увеличенное значение крейсерской скорости 122 узла (226 км.ч.). Кроме того масса полезной нагрузки увеличилась на 45 кг. Правда несколько уменьшилась скороподъемность. Но что такое 6 м.мин. по сравнению с более совершенным двигателем.

cessna 172, подготовка пилотов любителей

Прошло 11 лет и в 1996 году Цессна представила следующую ступень эволюции 172-ой - Skyhawk R. Десятилетие не прошло даром. И теперь новый двигатель Lycoming IO-360-L2A выдавал 160 л.с. уже при 2400 оборотов в минуту, а за приготовление смеси и впрыск ее в цилиндры отвечал инжектор.

Взлетная масса увеличилась и составляла теперь 2,450 ф (1,111 кг). Кроме того инженеры поработали над шумо-поглощением в кабине, уменьшили вибрации, установили новые кресла с инерционными ремнями безопасности и снабдили всех  4-х пассажиров возможностью подключить гарнитуры.

стать пилотом гражданской авиации
Появившись в 1998 году, эта модель выпускается до сих пор. И именно она "стоит на вооружении" АУЦ "АЭРОМАГ". Оснащенная тем же двигателем, что и предыдущая модификация, "S" располагает уже 180 л.с. Максимальное значение оборотов в минуту подняли с 2400 до 2700 (из-за чего и поднялось значение мощности). Взлетный вес самолета увеличился и теперь составлял 1157 кг.

Модель предназначалась в основном для использования частными пилотами. Однако стала широко использоваться АУЦ (авиационными учебными центрами) после установки пилотажно-навигационного комплекса Garmin 1000.

АУЦ, обучение на пилота-любителя, стать пилотом

По сути, установка этого навигационного комплекса дала возможность готовить пилотов, используя ту же философию, что и в современной "большой" авиации. Два дисплея отображают всю необходимую для пилота информацию. На левый выводятся пилотажные приборы - авиагоризонт, директорные стрелки, указатели скорости, высоты и пр. На правом пилот видит навигационную информацию - карты местности, с возможностью изменения масштаба, опасные для полетов объекты, например, заводские трубы, высокие дома, вышки связи и пр. Кроме того на правом дисплее располагаются указатели контроля двигателя, бортовой электросети и пр. Более поздние модели (в частности, установленная на самолете АУЦ "АЭРОМАГ") G1000 оснащались интегрированным автопилотом, по сути полноценным FMC (Flight Management Computer - компьютер управления полетом), который позволяет осуществлять самолетовождение в автоматическом режиме с выдерживанием заданной высоты и маршрута полета. От "больших" Боингов и Аэйрбасов он отличается лишь отсутствием автомата тяги - специального устройства, с помощью которого самолет выдерживает заданную скорость полета. G1000 дает возможность пилоту получать информацию о грозовых фронтах и прочих погодных условиях по маршруту полета (правда эта функция работает только над территорией США, так как она "завязана" не на погодный радиолокатор, которого нет на C172, а на скачивание информации через спутниковое радио XFM, которое работает исключительно над территорией Северной Америки). Кстати, с помощью все того же G1000 теперь появилась возможность фиксировать каждую секунду полета и получать информацию о работе двигателя, температуре головок цилиндров и десятках других параметров на протяжении всего полета. И летная школа АУЦ "АЭРОМАГ" (Аэроград Коломна) дает возможность своим курсантам освоить все тонкости работы с этой системой, стать пилотом современного самолета и, возможно, продолжить обучение и стать пилотом гражданской авиации.

 

 Начало статьи тут: История Самолета Cessna 172S. Часть I