Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

06 Jun. 2016

Обучение на пилота: выбираем самолет

Для тех, кто мечтает стать пилотом или только собирается в первый пробный полет – разбираемся, на что обратить внимание в первую очередь.

Это только на первый взгляд все самолеты похожи – фюзеляж, шасси, два крыла. На самом деле даже количество крыльев не так очевидно, как кажется со стороны, а уж с прочими конструктивными особенностями тем более надо отдельно разбираться. Тут как с автомобилями – у всех есть руль и четыре колеса, но одна предназначена для гонок, вторая для бездорожья, третья для спокойных путешествий всей семьей.  
 
обучение на пилота, стать пилотом, обучение пилотированию, Cessna 172S

На самом деле все самолеты различаются между собой бесконечными десятками всевозможных параметров. Но в данном случае речь только об одном – расположении крыла. Оно, кстати, у подавляющего большинства самолетов всего одно, просто состоит из двух консолей – левой и правой. Такой самолет с одним крылом называется монопланом.

Бипланы - самолеты с двумя (а порой и тремя и даже пятью) крыльями – чаще строились на заре развития авиации. Самый характерный пример – небезызвестный «кукурузник» Ан-2. У него как раз два крыла, расположенные одно под другим. Такая схема имеет ряд преимуществ, основное из которых – повышенная маневренность, поскольку чем больше несущих поверхностей, тем устойчивее самолет.

Аэродинамическая устойчивость – это способность самолета самостоятельно возвращаться в положение первоначального равновесия без участия летчика.

Но как водится, за любые преимущества приходится платить недостатками, и их у биплана тоже хватает. Чем больше крыльев, тем выше лобовое сопротивление, а это значит низкая скорость и/или повышенный расход топлива для полета на одно и то же расстояние по сравнению с монопланом. Поэтому на современном этапе развития авиации бипланы строят редко.

Впрочем, если говорить не про коммерческую эффективность той или иной конструкции, а про обучение пилотированию, куда более важное значение имеет не число крыльев, а их расположение относительно фюзеляжа. С этой точки зрения все самолеты делятся на три группы:

1. Самолеты с верхним расположением крыла – высокоплан
Примеры: Cessna 172S, Вильга-35, Як-12
 обучение на пилота, стать пилотом, обучение пилотированию, Cessna 172S

Преимущества:
- Высоко расположенное крыло обеспечивает самолету большую устойчивость при маневрах. На таком самолете невозможно выполнять фигуры высшего пилотажа, зато и свалить (вывести из равновесия) его намного сложнее. Благодаря этому свойству высокоплан чаще всего выбирают как самолет для первоначального обучения пилотов.

- В высокоплан проще садиться. По сути, пилот самолета и пассажиры садятся в него так же, как в автомобиль – через дверь, расположенную под крылом. Чтобы попасть в кабину, скажем, Як-52, придется сначала забраться на крыло.

- Расположенное над кабиной крыло не загораживает обзор. Это важно как для начинающих курсантов, которые только начинают обучение на пилота в летной школе, так и для пассажиров, отправившихся в обыкновенный прогулочный полет – без цели научиться летать, а просто с желанием полюбоваться на землю с высоты птичьего полета. То есть высокоплан удобнее для авиаэкскурсий, путешествий и неспешных cross-country полетов ради «просто полетать».

Недостатки:
- Из-за высокого расположение сложнее осуществлять заправку, техобслуживание и осмотр крыла. Особенно, если именно на нем расположены двигатели. Как минимум, для этого понадобится стремянка.

Если рассматривать «большую» авиацию, то минусов высокоплана там найдется гораздо больше. Это и высокое и тяжелое шасси, для которого необходимы дополнительные массивные гондолы, и больший вес, а значит расход топлива, повышенный износ деталей. Но так как разговор про авиацию общего назначения и, в частности, обучение пилотированию самолета, все эти моменты с лихвой компенсируются способностью высокоплана лояльнее относиться к ошибкам курсанта.

2. Самолеты с нижним расположением крыла - низкоплан
Примеры: Tecnam Sierra, Diamond DA-40, Як-52. Такие самолеты часто называют пилотажными или просто «спортивными», и этим многое сказано.
 
обучение на пилота, стать пилотом, обучение пилотированию, Cessna 172S

Преимущества:
- Позволяет выполнять фигуры пилотажа, вплоть до высшего. Начинать обучение пилотированию на таком хорошо в том случае, если дальнейшая цель полетов – спорт.

- Низкоплан в целом легче, чем аналогичный самолет с другим расположением крыла, а чем меньше вес – тем ниже расход топлива.

- Пожалуй, самое главное: в случае аварийной посадки на воду расположенное внизу фюзеляжа крыло играет роль своеобразного понтона, удерживая самолет на воде. Это качество является обязательным для самолетов, летающих на средне- и дальнемагистральных линиях, поэтому абсолютное большинство «больших» пассажирских авиалайнеров являются низкопланами.

Недостатки:
- Чтобы попасть в кабину, придется залезть на крыло. Это не очень удобно, если на аэродром привела не погоня за острыми ощущениями, а желание совершить обыкновенный прогулочный полет на самолете. Особенно в компании с ребенком или, скажем, девушкой в юбке и на каблуках.

- Для неопытного курсанта, только начинающего обучение на пилота, выше риск касания крылом земли при нестабилизированном заходе.

- Расположенное ниже кабины крыло серьезно затрудняет обзор. Поэтому для осмотра достопримечательностей и аэрофотосъемки низкоплан – не лучший вариант.

- Это самая невыгодная (из трех) схема с точки зрения интерференции. Так называется взаимное влияние крыла и фюзеляжа, определяющее общее сопротивление летящего самолета. Чем выше такое сопротивление – тем ниже аэродинамическое качество самолета. В свою очередь, аэродинамическое качество – это отношение подъемной силы крыла к его лобовому сопротивлению. Проще говоря, в случае отказа двигателя такой самолет пролетит меньше других.

Кроме того, чем ближе к земле крыло, тем сильнее самолет подвержен эффекту экрана. В зависимости от ситуации, это может быть как преимуществом, так и недостатком. Подробнее об этом можно почитать ЗДЕСЬ.

3. Самолет с крылом, расположенным по центру фюзеляжа - среднеплан
Примеры: многие военные истребителей Миг-21, Су-17, пилотажный ЯК-54 и т.д.

обучение на пилота, стать пилотом, обучение пилотированию, Cessna 172S

Поскольку понятия экономической целесообразности и удобства в военной авиации сильно отличаются от гражданской, и уж тем более авиации общего назначения, обсуждать «плюсы» и «минусы» среднепланов в данном случае не имеет смысла. Примеров, когда летная школа или АУЦ использовали бы как самолет для обучения пилотированию именно среднеплан, скорее всего, просто нет.

Главная особенность такой схемы в том, что центральная часть (середина) крыла у среднеплана крепится не сверху или снизу, а проходит непосредственно через фюзеляж. Таким образом, само крыло практически «выключается» из зоны действия воздушного потока, что, в принципе, хорошо, но оно же забирает массу полезного пространства, где могли бы разместиться пассажиры или груз, и это плохо. Иными словами, в гражданской авиации использование таких самолетов не слишком выгодно при обучении на пилота.

Важное дополнение
Следует понимать, что понятия «преимущества» и «недостатки» в данном контексте очень условные. Что одному хорошо, другому, как известно, смерть. Для кого-то неторопливый и спокойный полет – именно то, что надо, потому что можно как следует рассмотреть окрестности, пофотографировать и вообще «не страшно», а другому хочется адреналина, горок и бочек. В целом, для  комфортных авиационных прогулок и последовательного обучения пилотированию с целью стать пилотом в авиакомпании, удобнее высокоплан. Для спорта и пилотажа в последнее время чаще всего используют среднепланы. Типичные представители: Су-26, Су-29, Су-31, Як-54, Як-55, Extra-300, EDGE-540 и прочие. Они позволяют максимально комфортно и точно выполнять фигуры высшего пилотажа в прямом и перевернутом полете. Именно на этих самолетах занимают призовые места на всех Чемпионатах Мира по пилотажному спорту. Но принимать решение в любом случае придется самостоятельно. Добавить здесь можно разве что статистики, согласно которой самым популярным самолетом в мире для первоначального обучения пилотов является высокоплан, а конкретно Cessna 172S.