Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

18 Mar. 2016

Как читать погоду: TAF и METAR
Или что должен знать пилот самолета

Пилот самолета должен понимать погоду, знать что такое TAF и METAR, а обучение на пилота в летной школе или АУЦ обязательно включает курс метеорологии. Более подробно о том, как читать погоду, вы узнаете в нашей статье.

Оно и понятно зачем уметь читать погоду: погода – краеугольный камень в авиации. А уж в это время года тем более. Только и остается, что поднимать глаза к небу и гадать – распогодится или нет? С таким же успехом можно было бы гадать на игральных картах или прогнозах Яндекс.погоды. Угадать, конечно, можно, но если сильно повезет.  К счастью, в авиации есть свои прогнозы погоды, которые гораздо точнее общедоступных. Единственная сложность – научиться их понимать.

Так же можете ознакомиться с полезной страницей пилота АУЦ «Аэроград»


пилот самолета, обучение на пилота, управление самолетом, taf, metar, авиация
Итак, для передачи сводок о погоде в районе конкретного аэродрома используются особые коды. Наиболее распространенные из них – это:

METAR (METeorological Airdrome Report) – фактическая погода
TAF (Terminal Aerodrome Forecast) – прогноз погоды на ближайшее время

Выглядит такая сводка следующим образом:

METAR ULMM 100500Z 00000MPS 9999 BKN013 M05/M06 Q1018 R31/190065 NOSIG RMK QFE756

На первый взгляд – полная абракадабра. Но на самом деле научиться «расшифровывать» сводки уж точно не сложнее, чем освоить управление самолетом. Как и везде в авиации, здесь все предельно логично и в строгом соответствии с системой. В конце этого материала есть подробная инфографика с расшифровкой кодов, но чтобы лучше ее понимать, давайте разберем конкретный пример:

1. ULMM – название аэропорта в соответствии с кодировкой ИКАО. В нашем случае это Мурманск

2. 100500Z – время наблюдения в 24-часовом формате. Конкретно данная сводка была получена 10-го числа текущего месяца в 05 часов 00 минут по единому мировому времени UTC. На это указывает буква Z в конце. Прежде всего она нужна для передачи сводок в режиме радиообмена. Если пилот самолета запросит погоду, диспетчеру не придется произносить “universal coordinate time”, а достаточно сказать “zulu” в соответствии с принятым в авиации фонетическим алфавитом.

3. 00000MPS – все, что касается ветра. Первые три цифры – направление ветра в градусах, следующие две – скорость. Направление всегда показывает, ОТКУДА дует. MPS – это метры в секунду (meter per second). Иногда могут использоваться другие единицы измерения: KMH – километры в час или KT – узлы. Теперь легко понять, что в нашем примере полет на самолете с точки зрения ветра абсолютно безопасен: в Мурманске наблюдается полный штиль.

Варианты посложнее:
27003KMH – западный ветер дует со скоростью 3 км/ч
VRB11KT – неустойчивый ветер (от variable – переменный) со скоростью 11 узлов
VRB11G20KT – переменный ветер со скоростью 11 узлов и порывами (G – gust) до 20 узлов.

Самый сложный вариант:
DAAG 100600Z [23009KT 190V260] 9999 SCT020 FEW026CB SCT200 08/06 Q1007

Здесь написано, что в аэропорту Алжира 10 числа в 06:00 по Гринвичу наблюдается юго-западный ветер со скоростью 9 узлов, меняющий свое направление от южного до западного. На изменчивость в данном случае указывает вторая часть кодировки: 190 градусов варьируется (variable) до 260 градусов.

4. 9999 – минимальная видимость у земли. Считается в метрах и записывается в виде четырех цифр. Вариант 9999 – практически синоним «погода миллион на миллион» и означает отличную горизонтальную видимость более 10 км. Если пилот самолета говорит, что «видимость четыре девятки», он чаще всего имеет в виду отличную погоду.

Если видимость, напротив, очень плохая, к ее значению в метрах часто добавляют конкретное направление:
0150NE – 150 метров на северо-восток
0250SW – 250 метров на юго-запад

Если видимость ниже 1500 м (это один из признаков сложных метеоусловий), вместе с ней дается видимость на взлетно-посадочной полосе с учетом светосигнального оборудования.
Например:

UEEE 161500Z 00000MPS [0150NE 0250NW R23L/0450] FG VV003 M57/M60 Q1038 NOSIG RMK QBB090 QFE770 23450245

16-го числа в 15:00 по Гринвичу в аэропорту Якутска видимость составляла 150 метров на северо-восток, 250 метров на северо-запад, а на ВПП 23L (левая) достигала 450 метров.

5. Явления погоды. Утром 10 марта в аэропорту Мурманска особых погодных явлений не наблюдалось, поэтому в данной сводке их нет. Но иногда бывает так, что одновременно наблюдается сразу несколько явлений, и каждому из них соответствует определенный код. Их много, но это как раз тот случай, который наглядно показывает, почему обучение управлению самолетом настоятельно требует знания английского языка. Даже средненького уровня будет вполне достаточно, чтобы понимать, о чем идет речь:

RA – rain – дождь
SN – snow – снег
TS – thunderstorm – гроза
TSRA – гроза с дождем
FG – fog – туман и т.д.

Иногда некоторые явления погоды снабжаются знаком «+» или «-», которые обозначают интенсивность. Например, «+RASN» – это сильный дождь со снегом, а «–SN» – небольшой снег.
Полный список можно найти в справочниках авиационных кодов (это многостраничные собрания цифр и букв, которые издают АУЦ и авиакомпании) или в инфографике в конце статьи.  

6. BKN013 – облачность. Это очень важная информация, которую пилот самолета обязательно должен иметь, принимая решение на взлет и посадку. Поэтому показатели облачности указываются подробно и отдельно для каждого слоя.

Под показателями имеется в виду интенсивность и граница нижней кромки. Выглядит это следующим образом:

SKC – sky is clear – чистое небо
FEW – few – незначительная облачность (редкие отдельные облака)
SCT – scattered – рассеянная, разбросанная облачность
BKN – broken – значительная облачность с отдельными разрывами
OVC –overcast – сплошная облачность

Высота нижнего края указывается в сотнях футах.
Например:

LFPG 100700Z 06004KT 7000 [FEW008 OVC028] 04/03 Q1014 NOSIG

10 числа в 07:00 по Гринвичу в аэропорту Шарль-де-Голль (Париж) наблюдалась незначительная облачность на высоте 800 футов и сплошная облачность на высоте 2800 футов.

Теперь легко понять, что в нашем примере из Мурманска была значительная облачность с просветами и нижней кромкой 400 метров. В сложных метеоусловиях, когда точно определить нижний край облачности невозможно, используются данные вертикальной видимости (vertical visibility) в формате VV0005, где цифры означают сотни футов. 0005 – это 500 (пять сотен) футов.

Если в одном и то же месте в одно и то же время совпадают видимость более 10 км,  отсутствие облачности ниже 1500 метров и нет осадков, то вместо трех предыдущих пунктов пишут просто – CAVOK (Ceiling And Visibility OK). Очень часто русский вариант «кавок» используют как сленговый синоним «отличной погоды». Это не совсем правильно, так как здесь учитывается только видимость, но совершенно не учитывается ветер, который даже в условиях прекрасной безоблачной погоды может натворить немало дел при посадке. Особенно, когда речь про обучение на пилота и управление самолетом и пока небогатый опыт.
Например:

GABS 090830Z [06010KT 020V080 CAVOK] 30/01 Q1013 NOSIG

В аэропорту Бамако безоблачное небо, видимость четыре девятки, ни намека на туман или осадки, но имеется нестабильный ветер.

7. M05/M06 - температура воздуха и точка росы в градусах Цельсия. В момент наблюдений в Мурманске было минус 5, точка росы – минус 6. На минус указывает буква M, если ее нет – температура положительная. Так, в примере выше температура плюс 30, точка росы – плюс 1.
Зная эту информацию, пилот самолета может оценить, насколько условия в приземном слое способствуют образованию тумана или обледенения.

8. Q1018 – атмосферное давление в гектопаскалях. Понимать его следует буквально – 1018 гПа.  Для наглядности: физическое давление одной атмосферы равно 1013,25 гПа. То есть в нашем случае давление чуть выше атмосферного.

9. R31/190065 - дополнительная информация. Иногда этой части в сводке вообще нет, а иногда она, наоборот, состоит сразу из нескольких кодов:

- явления погоды в течение последнего часа. Обозначаются так же, как в пункте 5, но с приставкой RE. Например: RERA – недавно прошел дождь, RETS – недавно была гроза.
- сдвиг ветра. Используется кодировка WS (wind shear) с обязательным указанием полосы. Если сдвиг ветра возможен на всех полосах, так и пишут: WS ALL RWY
- состояние полосы. В нашей сводке из Мурманска зашифровано именно оно. R31 – это номер полосы, а цифры обозначают степень ее загрязнения, толщину отложений и коэффициент сцепления.

10. NOSIG – прогноз на посадку. В данном случае в ближайшие 2 часа серьезных изменений погоды не предвидится (NO SIGnificant change)

Другие варианты:

BECMG (Becoming ) – ожидаются изменения (в период от 2 до 4 часов)
TEMPO (Temporary) – временные изменения (обычно не более 1 часа)
INTER (Intermittent) – краткосрочные временные изменения (продолжительностью не более 15 минут. Чаще всего используется в странах Юго-Восточной Азии, где ливень стеной, начавшийся буквально на ровном месте, и так же резко закончившийся – обычное дело).  

Например:

URWW 101800Z 06007MPS 020V080 4600 BR OVC010 01/01 Q1020 R11/010070 [TEMPO 0300 FG OVC002]

В Волгограде в 18:00 по Гринвичу наблюдается восточно-северо-восточный ветер 7 м/с, меняющий свое направление. Видимость 4600 метров, дымка. Сплошная облачность на высоте 305 метров. Температура +1, точка росы +1 (влажность 100%). Неудивительно, что в ближайшее время ожидается туман с падением видимости до 300 метров. Нижняя граница облачности опустится до 60 м.

11. RMK QFE756 – раздел с информацией, включенный в сводку по национальному решению. Иными словами, необязательной в международной практике. Код RMK дословно означает remark – ремарка, примечание. В России сюда обычно пишут уточнение по ветру, облачности, обледенению, турбулентности и др.

QFE756 подразумевает уточнение по давлению. В частности, в сводке сообщается, что давление на уровне рабочего порога полосы соответствует 756 мм ртутного столба (это привычнее, чем малопонятные гектопаскали).

В большинстве случаев зная английский язык коды легко понять интуитивно:
MOD ICE 0100-0500 – умеренное обледенение на высоте 100–500 метров
FBL TURB 1000-2200 – слабая турбулентность на высоте 1000–2200 метров

Лететь или не лететь?
С этой точки зрения все полеты делят на две условные группы: продолжительностью до двух часов и более двух. В первом случае допустимо ориентироваться на сводку METAR на аэродроме назначения. В длинном полете необходимо брать во внимание прогноз погоды TAF.

Читается он точно так же, как и метар. Разница в том, что METAR означает фактическую погоду – ту, которая уже точно есть, а TAF – пусть и краткосрочный, но все же прогноз. То есть предположение.

Вот так, например, выглядит прогноз TAF для Волгограда, где, вспоминаем, согласно METAR ожидались временные изменения погоды:

TAF URWW 101700Z 1018/1103 04005G10MPS 2100 BR OVC004 TEMPO 1018/1020 0400 FG OVC002 BECMG 1020/1022 0300 FZFG OVC002 TEMPO 1022/1103 2100 BR OVC004

Здесь написано, что в ближайшие 9 часов (с 18 вечера 10 числа до 3 утра 11-го) ветер стихнет до 5 м/с, но с порывами до 10 м/с. Видимость снизится до 2100 метров. Сохранится сплошная облачность с нижним краем 120 метров. У земли будет дымка.

В период с 18 до 20 часов возможен туман, видимость упадет до 400 метров. С 20 до 22 часов вечера с большой долей вероятности возникнет переохлажденный туман (Freezing Fog) с видимостью 300 метров и нижней границей облачности всего 60 метров. Несложно понять, что лететь в Волгоград в это время, если вы, конечно, не пилот коммерческого авиарейса, который невозможно отложить, пока не стоит. А вот уже с 22 часов вечера немного «распогодится» – видимость снова составит 2100 метров, туман сменится дымкой, правда, облачность все еще останется сплошной и низкой.

Счастливого полета и помните: управление самолетом и полеты по правилам визуальных полетов в сложных метеоусловиях – одна из основных причин происшествий с легкомоторными самолетами в мире.

Как понять, что условия сложные, и грамотно оценить риски – читайте в следующий раз.


пилот самолета, обучение на пилота, управление самолетом, taf, metar, авиация