Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

12 Mar. 2016

Авиаторы мне казались небожителями,
а я – обычная девушка
Стать пилотом может каждый

Студентка АУЦ «Аэроград Коломна» Екатерина Азарова – великолепный пример того, в какое прекрасное время мы живем. Сегодня пройти обучение на пилота, освоить управление самолетом и осуществить, казалось бы, несбыточную мечту стать пилотом может каждый. Даже девушка.

28 лет, инженер-эколог по образованию и никакого авиационного бэкграунда в виде папы-летчика за спиной.

ауц, обучение на пилота, стать пилотом, управление самолетом
Нам постоянно говорят, что нет ничего невозможного. Хочешь освоить управление самолетом? Пожалуйста. Прыгнуть с парашютом? Не вопрос. Да что говорить, если у нас даже в космонавты сейчас набирают всех желающих. Ну, не то чтобы прямо всех-всех, но тех, кто сумеет доказать, что он этого действительно достоин и хочет. Вот тут-то обычно и возникают загвоздки. Потому что хотеть-то ты многого хотим, но сделать хотя бы шаг навстречу мечте не пытаемся. Сомневаемся, боимся, откладываем на потом…

Студентка авиационно-учебного центра «Аэроград Коломна» - живой пример того, как важно сделать такой шаг. И как это просто. Достаточно перестать придумывать себе отговорки, а просто взять и приехать в любой удобный день на аэродром. А впрочем, обо всем по порядку.

- Женщина-пилот сейчас не такая уж большая редкость, но в большинстве случаем там есть один общий момент в биографии: «выросла в семье авиаторов». А у вас, кажется, ни родителей-летчиков, ни авиационного образования нет. Как пришла идея освоить управление самолетом?

- Она пришла еще в детстве. Когда все ровесники думали, кем станут: врачом, юристом, дизайнером, ветеринаром, я хотела стать пилотом. Этой мечтой я мало с кем делилась. Пожалуй, единственный человек, кто об этом слышал, была мама. Близких родственников в авиации у нас не было и на девочку в семье были совсем другие планы, всерьез меня не воспринимали. Да и для меня мечта была из области фантастики, когда очень хочется, но поддаешься обстоятельствам и сам не веришь в себя, мечта кажется далекой, несбыточной картинкой. Где-то с пятого класса мне снились сны, как я управляю настоящим самолетом, отчетливо и ясно я видела кабину и штурвал, небо в облаках, мелькающие под фюзеляжем поля. Помню даже ощущения. Гораздо более осознано эта идея пришла много позже. Я вообще фаталист, верю, что все происходящее не случайно. В 2014 году на меня сильно повлияли определенные обстоятельства, я вспомнила свою давнюю мечту, и меня осенило «Я хочу и могу это сделать! Жизнь коротка, почему я отказываю себе в этом?».

- Как отреагировала мама на идею дочери пройти обучение на пилота? Да и все остальные родственники и друзья?

- Сначала я никому ни о чем не сказала. Взвешивала все «за» и «против». Стать пилотом было моей мечтой – тем, что я собиралась сделать только для себя – и это окрыляло. Но с другой стороны это серьезный шаг, и я понимала – если сделаю его, отступать уже будет нельзя. Знала, что меня поймут не все и не сразу, людям сложно выходить из своей зоны комфорта и принимать перемены не только в своей жизни, но и жизни людей, находящихся рядом. Понимала, что придется много учить, возможно, получать новое образование, чем-то жертвовать. В общей сложности около восьми месяцев я формировала свою идею, читала об авиации, искала летную школу, звонила, ездила, узнавала, отстаивала свои идею перед родственниками. В итоге они приняли ее. Хотя правильнее сказать, им пришлось – я была непреклонна.

ауц, обучение на пилота, стать пилотом, управление самолетом

- Как выбирали, где проходить обучение на пилота? Почему летная школа, а не, скажем, училище гражданской авиации? И почему именно «Аэроград Коломна»?

- С Коломной у меня случилась любовь с первого взгляда. Я приехала и поняла, что это мое место. Встретивший меня Дмитрий Хайтовский (ИО директора летной школы «Аэроград») подтвердил это первое впечатление. Мы долго сидели, разговаривали об учебе, АУЦ, авиации, о моих ожиданиях и целях, о том как их можно достичь. Никто до этого мне не давал так много информации, настолько подробной и честной. Было ощущение, что я нахожусь в нужном месте в нужное время.

- Звучит прямо как в кино. Но на самом-то деле наверняка были какие-то сложности, проблемы?

- Я очень боялась первого ВЛЭКа. Настолько, что, наверное, провалила бы его из-за одного чувства страха перед врачебной комиссией, которая должна была оценивать меня. Авиаторы мне казались небожителями, а я ведь обычная девушка, ребенком часто простужалась, перенесла несколько операций. Начальник штаба, Епишин Михаил Иванович, привел меня в чувства, строго сказал: «Ты же будущий летчик! Летчик должен уметь добиваться намеченного! Иначе это не твое!». Его слова меня встряхнули и придали сил. Тогда я решила, что все преодолею, и это станет еще одним доказательством того, что я на верном пути.

После я поняла, что ВЛЭК это самое легкое, что могло со мной случиться на пути к мечте.  Чем больше информации я получала в теории, тем больше приходило осознание насколько все важно и сложно, как мало я знаю, страх перед тем, смогу ли я когда-нибудь узнать хотя бы половину необходимого. Это позитивный страх, он мотивирует и толкает в
правильном направлении.

- А что, наоборот, понравилось больше всего?

- Вот это и нравится. Нравится динамика, логичность и точность. Нравится, постоянный приток новых знаний и навыков, я впервые после окончания университета прямо физически чувствую приток свежей крови в мозг. Это дает много сил, открывает новые горизонты. Ты как будто становишься другим человеком, ну или … наконец собой.

- Банальный вопрос: расскажите про самый-самый-самый запомнившийся полет.

- Я ведь только учусь, каждый полет на самолете для меня сейчас это целое открытие. Шаг за шагом я прохожу определенные уроки и получаю что-то совершенно новое: знакомство с самолетом, первый вылет, первый полет в горизонте, первые самостоятельные взлет и посадка и даже ошибки, все мои. И первые и вторые, все равно любимые, я их методично исправляю и очень радуюсь результатам. Кроме того, я познаю не только науку, технику, новую систему координат и область эрудиции, но и саму себя. Все это очень значимо и составляет целый спектр ярких красочных эмоций. Я очень благодарна своему летному инструктору Бадакину Алексею, огромная удача для курсанта встретить в начале своего пути именно такого Учителя – настоящего Летчика, энтузиаста своего дела, прямого, честного, требовательного и внимательного.

- Принято считать, что авиаторы – довольно суеверные люди. Со множеством примет, традиций и ритуалов. Есть общие – например, не фотографироваться перед вылетом, здороваться с самолетом и благодарить его за удачный полет, как живого. Плюс у каждого есть личные «пунктики» - кто-то пуговицы перед вылетом не пришивает, кто-то не бреется, кто-то обходит самолет исключительно против часовой стрелки или наоборот. Конкретно у вас уже появились какие-то свои «ритуалы» перед вылетомауц, обучение на пилота, стать пилотом, управление самолетом?

- Не думаю, что авиаторы более суеверны, чем профессиональные спортсмены или студенты перед экзаменом, все мы люди и у каждого свои маленькие «странности». Я вообще не особенно интересуюсь суевериями, специально ничего не ищу и не узнаю, авиация не стала для меня исключением в этом плане. Я понятия не имела, что принято делать, а что нет, но интуитивно мне никогда не хотелось фотографироваться перед вылетом, только потом в интервью Светланы Капаниной я услышала, что летчики этого не делают. Ну а «общаюсь» с самолетом - обязательно. Обхожу, кстати, с хвоста.

- Очень интересно, как проходит обучение на пилота на практике? Например, обычный летный день: встать, приехать на аэродром, поздороваться с самолетом… и что дальше? Предполетная подготовка, план на полет – как вот это все происходит? Есть ли в полете время посмотреть по сторонам, полюбоваться красотой, или все внимание сосредоточено на обучении?

- Летный день планируется по погоде. В идеале при благоприятных метеоусловиях подъем рано утром и около 3 часов на дорогу до аэродрома. За это время мне удается выпить кофе, проснуться и собраться с мыслями. В 9 я на месте и уже не хочу тратить ни минуты ни на что, кроме учебы. Первым делом прохожу предполетный медицинский контроль, далее инструктор проверяет мою готовность к занятию и дает задание на полет. Следующий этап – предполетная проверка самолета, очень ее люблю, здесь я и общаюсь с самолетом больше всего. После ряда стандартных действий и громкого «От винта!», запускаю двигатель, и вот с этого момента все меняется. Все остальное становится вроде и не так важно, какая разница сейчас, на кого я училась или где работаю? Теперь важны только обороты двигателя, которые я уже начинаю определять на слух, показания приборов, радиоэфир и инструктор рядом, с которым о страхе просто не задумываешься. У меня, кстати, часто спрашивают, не страшно ли мне летать. Сомнительный вопрос человеку, всю сознательную жизнь грезящему авиацией. Для меня это не страх, это ответственность, как два белых крыла за спиной.

- Кстати про вопросы окружающих. У нас анекдоты про женщину за рулем автомобиля до сих пор в ходу, а тут – целый самолет. Как реагируют люди, узнав, что девушка проходит обучение пилотированию самолета, осваивает управление самолетом?


- По-разному реагируют, но в большей степени позитивно. Время может такое, сплошные «дни сурка» у всех, ежедневное напряжение. Люди пытаются разнообразить будни, пробуют что-то новое. Не у всех получается вырваться из своего замкнутого круга, многие ограничиваются только словами, но услышав мою историю понимают, что все возможно. Это приятно.

- Это все здорово, но работу и всякие житейские заботы никто не отменял. Как удается совмещать учебу с обычной жизнью – необходимостью ходить на работу, уделять время семье и все такое.

- Каждая поездка в АУЦ на аэродром для меня это праздник души и сердца, это всегда отличное настроение. Я себя уже не представляю без этого. Семья понимает насколько для меня это важно и очень поддерживает. К сожалению, пока не могу уделять полетам столько времени, сколько бы хотелось. Это все-таки довольно дорогое удовольствие, работать приходится много. Так что практика – 1-2 раза в месяц. Кроме этого занимаюсь самоподготовкой, учу матчасть, читаю учебники по аэродинамике и самолетовождению, разбираю карты, повторяю то, что мы проходили с инструктором, учусь правильному распределению внимания и теперь гораздо серьезнее отношусь к своему здоровью.

- Что дальше? В смысле, чего хочется достичь в авиации. Сделать небо работой, купить себе самолет и летать свое удовольствие или, может быть, уйти в спорт, пилотаж.

Я пока не забегаю так далеко, как судьба распорядиться, так и будет. Но, конечно, «плох тот солдат, который не мечтает быть генералом»: и самолет хочется, и спортивный пилотаж меня очень привлекает. Наверняка знаю одно – впереди долгий интересный путь и много работы. Кроме того хотелось бы освоить вертолет, но это позже.

- Говорят, все люди, причастные к небу – немного романтики. Поэтому в заключение философский вопрос. Романтика романтикой, но человек создан, чтобы ходить по земле. Любой полет – это в той или иной степени риск. Так что же такое есть в небе, чего нет на земле, и ради чего стоит рисковать?

А для чего мы живем? Разве не для того, чтобы радоваться жизни и воплощать мечты? Такая жизнь стоит того, чтобы рисковать. Основной вопрос в том, насколько разумно ты подходишь к тому, что делаешь.