Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

10 Jan. 2016

Обучение на пилота и психология.
Три кита успеха

Вы ведь знаете, что обучение на пилота и вообще пилотирование самолета – это вечное сражение за безопасность над ситуацией, самолетом, собой. Читайте про все психологические аспекты в обучение пилотированию в нашем новом материале.

Психологические аспекты работы пилота – особенно если это пилот международных авиалиний с сотнями пассажиров за спиной – бесконечная тема, про которую надо не статьи, а диссертации писать. У нас же речь про первоначальное обучение в летной школе, поэтому и разговор начнется с азов.

Управление самолетом – это всегда стресс. Стресс, не в том смысле, что пилот каждый раз волнуется до дрожи в коленках, а в научном – когда он осознает, что ему предстоит работа, связанная с риском и высокой степенью ответственности за жизнь других. С этой точки зрения обучение на пилота самолета – это ситуация, когда один человек в состоянии стресса учит другого в состоянии еще большего стресса. Успех этого мероприятия во многом зависит от того, насколько они совпадают как минимум по трем психологическим аспектам.

обучение на пилота, летная школа

1. Скорость усвоения информации
Авиационный учебный центр или летная школа – суть одна. В группе всегда будут студенты двух типов. Те, которые схватывают все на лету, и те, которых не обремененные хорошими манерами ученики обычной школы назвали бы коротко, но емко – «тормоз». Скорость усвоения новой информации и навыков зависит от индивидуальных особенностей нервной системы, которые заложены с рождения. Хрестоматийный пример в этом плане – летчица Лера Хомякова, которая в годы Великой Отечественной отправилась на первый самостоятельный боевой вылет после 52-минутного занятия с инструктором. Это если верить историкам. В реальной жизни кого-то допускают до первого самостоятельного уже на десятом часу, а кому-то приходится повторять одно и то же в два раза дольше.
 
В английском языке есть даже особый термин slow-starters – люди с «медленным стартом». Звучит не так обидно как «тормоз», но смысл тот же. Впрочем, есть и хорошая новость. Чем больше повторений – тем глубже оседает материал.  В отличие от «летуна», который услышал – принял к сведению – сделал, человеку «с медленным стартом» нужно не просто запомнить полученную информацию, но и встроить ее в имеющуюся картину мира. Проще говоря, если первому достаточно знать, что для взлета нужно потянуть штурвал на себя, второй сначала выстроит в голове целую логическую цепочку: чтобы взлететь, нужно увеличить подъемную силу, для этого нужно увеличить угол атаки и т.д. Штурвал в этой цепочке будет крайним звеном. Правда, сам человек такой особенности своей психики может не осознавать, злиться на себя и даже опустить руки, решив, что «авиация – это слишком сложно и не для меня».

На самом деле научиться управлять самолетом под силу любому человеку. Причем тот самый «тормоз» в критической ситуации может среагировать намного лучше благодаря своей основательно выстроенной системе знаний, чем тот, кто схватывал все на лету. Потому что оно в одно ухо влетало, из другого вылетало, да еще обросло по пути мнимой уверенностью в собственных силах.

В школе тоже казалось, что двойка по математике – это испорченная жизнь. А в самой жизни вдруг оказалось, что не так важно уметь доказать теорему Пифагора, как уметь применять на практике ее конечный результат. Вот и в летной школе получить свидетельство пилота – не самоцель. Цель – пилотирование самолета, осознанное и безопасное. Так что если кто-то получил заветную корочку быстрее других, еще не факт, что ему больше повезло.

обучение на пилота, летная школа

2. Реакция на критику
Люди различаются не только цветом глаз, волос и набором хромосом. Уровень (порог) конфликтности тоже у каждого свой. Это, кстати, не обидный ярлык, а вполне официальный психологический термин, обозначающий способ реакции одного человека на замечания другого.

«Ну ты тормоз!» - ляпнет в сердцах инструктор после двадцать пятой неудачной попытки выполнить упражнение, и три разных человека отреагируют совершенно по-разному. Один пропустит мимо ушей, а то и сам пошутит над собственной неуклюжестью, второй разозлится, соберется и наконец-то сделает все как надо, потому что любая критика для него служит мощным стимулом, а третий наоборот раскиснет, сам себе навесит ярлык неудачника и от волнения забудет даже то, что делать уже умел.

Разумеется, хороший инструктор по совместительству всегда является еще и психологом, который чутко реагирует на индивидуальные особенности курсантов. На человека с высоким порогом конфликтности порой нужно чуть ли не матом орать, потому что на простые замечания он не реагирует. В общении с человеком с низким порогом, напротив, нельзя лишний раз повысить тон, потому что любая критика запускает в его нервной системе процессы торможения и он полностью теряет контроль над ситуацией и собой. Но если вы узнали во втором примере себя, нужно как-то учиться с этим жить. Не с хамством инструктора, конечно – это предмет отдельного разговора – а с собственной реакцией на замечания старших по званию, инструкторов и прочих начальников, особенно когда речь идет про пилотирование самолета.

В современной авиации вообще очень много начальников, и далеко не всегда их требования и критика соответствуют здравому смыслу. Можно выбрать самый лучший АУЦ в Москве, найти самого вежливого инструктора, но рано или поздно обучение в летной школе закончится, и начнется самостоятельная «взрослая» жизнь. Но если любое замечание местечкового самодура на богом забытом аэродроме будет приводить к потере контроля над собой, безопасной эту жизнь не назовешь.

Контроль – краеугольный камень в авиационной безопасности. Генерал-полковник авиации, Герой СССР Михаил Громов говорил: «Для того, чтобы летать надежно, очень нужно знать, как управлять самолетом, но еще важнее знать, как управлять самим собой. Мои успехи в авиации часто объясняют отличным знанием техники. Это верно..., но на один процент. Остальные девяносто девять относятся к умению познать, изучить себя и умению совершенствовать себя. Это совершенствование нужно начинать с изучения основ психологии».

пилотирование самолета, свидетельство пилота

3. Темп обучения
Это в математике от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Когда речь идет про обучение на пилота самолета, важна не только сумма знаний, но и их качество. А на усвоение новых знаний и мозгу нужно время.

Частная летная школа имеет ряд преимуществ перед обучением в государственном училище гражданской авиации. Главное как раз заключается в том, что студент волен сам выбирать график занятий. Но как бы не был велик соблазн летать по три часа каждый день без перерывов, чтобы побыстрее получить свидетельство пилота, нужно определить для себя ту грань, за которой кончается обучение и начинается пустая трата денег.

На первых порах лимит эффективного обучения – час в день. А часто даже его разбивают на два раза по полчаса, потому что объем новой информации такой, что и через полчаса студент буквально выжат как лимон.

Вот почему так важно найти не просто опытного инструктора, а именно «своего» человека, с которым будешь на одной волне.