Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

06 Jan. 2016

Утро. Мороз. Самолет
Обучение на пилота зимой

Обучение на пилота в Москве зимой – особый кайф. Полет на самолете среди хрустальных пейзажей. Звенящий воздух, ослепительно-белый снег, узоры инея на подсвеченном рассветном солнце крыле… Стоп! В этом месте вся романтичность мечты стать пилотом кончается, и начинаются, говоря авиационным языком, предпосылки.

обучение на пилота, стать пилотом, пилот самолета, полет на самолете, гражданская авиация, Cessna 172S

По данным NTSB (Национальный совет по безопасности на транспорте США) кристаллы льда (инея) размером с крупинку соли, расположенные на верхней плоскости крыла в количестве одна штука на квадратный сантиметр – достаточное условие для такой потери подъемной силы, при которой пилот самолета не сможет совершить полет. Просто потому, что он не в состоянии оторваться от земли.

Мало того. Если взлететь все же удалось, но крупицы инея распределены по плоскости крыла несимметрично (а скорее всего, так оно и есть), это может привести к неуправляемому крену и дальнейшему сваливанию со всеми вытекающими последствиями.

Разумеется, речь прежде всего про полеты на маленьком самолете, и разумеется, что для такой крайней ситуации нужны дополнительные условия, но даже этой информации достаточно, чтобы задуматься и сделать выводы.

обучение на пилота, стать пилотом, пилот самолета, полет на самолете, гражданская авиация, Cessna 172S

«Все в порядке, здесь совсем немного инея, можно лететь!»
И в самом деле, сущая ерунда. Нет, обледенение, безусловно, штука серьезная, это все запомнили, еще когда обучение на пилота начинали. Но здесь-то не обледенение, а несчастные несколько снежинок. Как они могут стать источником таких серьезных проблем?

А вот как.
По данным FAA самый обыкновенный иней может:

  • уменьшить максимальную подъемную силу на 30 процентов и больше
  • на несколько градусов уменьшить угол атаки, необходимый для создания максимальной подъемной силы
  • значительно увеличить сопротивление
  • критически нарушить режим управления и саму управляемость самолета

На рисунке видно, что кристаллы льда на поверхности крыла буквально разрывают поток воздуха над верхней плоскостью, тем самым препятствуя созданию подъемной силы под нижней. Мало того, если иней справа и слева намерз неравномерно, подъемная сила будет падать тоже неодинаково, что приведет к крену. Вплоть до полной потери управления.

обучение на пилота, стать пилотом, пилот самолета, полет на самолете, гражданская авиация, Cessna 172S

Откуда он вообще взялся?
Спокойными ночами, когда земля холоднее воздуха, она может охладить прилежащий к ней воздушный слой до точки росы. Точка росы – это такая температура, при которой содержащийся в воздухе пар начинает конденсироваться. Этот конденсат оседает на земле, деревьях, зданиях, крыльях и пропеллере вашего самолета. Если окружающая температура выше нуля, конденсат выпадает в виде росы. Если ниже нуля – в виде инея.

И как теперь очистить самолет от этого инея?
Лучше всего не допускать его появления. На этот случай у FAA есть четыре рекомендации:
- хранить самолет в теплом ангаре
- использовать чехлы для крыльев
- дождаться, пока иней растает
- удалить лед с поверхности крыла

Очевидно, что первый пункт – это идеальный вариант. Например, самолет Cessna 172S, на котором в АУЦ «Аэроград Коломна» проходит обучение пилотов, хранится в ангаре, потому что это вопрос не только обледенения, которое в России возможно чуть ли не девять месяцев в году, а отношения к технике в целом. Но позволить себе такую роскошь могут далеко не все авиаклубы и владельцы самолетов. Равно как и ждать, «пока иней растает». Поэтому про четвертый пункт нужно поговорить особо.

В «большой» авиации процедура деайсинга подразумевает облив специальной жидкостью либо (крайне редко) обдув с помощью особой машины по принципу огромного фена. На маленьких аэродромах в авиации общего назначения в роли деайсинга нередко выступает обыкновенная метла.

Чем грозит «метод метлы и веника»?
Формально такой способ никаких правил не нарушает. Причем даже в «законопослушной» Америке, где у каждого второго появляется желание стать пилотом, где на личных самолетах разве что в булочную не летают. Столица этого «авиационного рая» - Аляска, где на каждые 70 жителей приходится один летательный аппарат. Надо ли говорить, что морозы в этой стране – тоже не редкость? При этом даже там обучение пилотов нередко подразумевает обучение такому «секретному» методу деайсинга как «отполировать крыло до гладкости» метлой. Потому что требование устранить перед вылетом ВЕСЬ лед распространяется только на большую авиацию, а что не запрещено малой – то разрешено.

Логика проста – опасные завихрения над верхней плоскостью крыла создают шероховатости, а если наледь будет гладкой, она не будет нарушать геометрию и препятствовать созданию подъемной силы.

Вот только в авиации помимо формального следования правилам желательно помнить про здравый смысл. Каждый, кто хоть чистил машину от налипшего за ночь инея, знает, что сделать это идеально нельзя. Отдельные островки наледи все равно останутся. И скорее всего они будут заметно больше кристалликов соли, о которых шла речь в самом начале этой статьи. А в авиации и без того достаточно рисков, чтобы собственными руками создавать себе еще один.

Какой из всего этого вывод
Очень простой. Если вы планируете обучение на пилота гражданской авиации или обычный ознакомительный полет, выбирается аэроклуб, где самолеты хранятся в надлежащих условиях. Если посчастливилось иметь собственный самолет – не поскупитесь на чехлы. В конце концов, морозным утром гораздо проще стянуть чехлы, чем танцевать вокруг ледяного самолета со стремянкой и метлой.



Источник тут