Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

26 Dec. 2015

Воздушная болезнь и полет на самолете
Как не разориться на решении стать пилотом

В этой статье мы собрали советы для тех, кто собирается порадовать в праздники родных, взять их с собой на аэродром полетать на самолете, и вообще всех, кто только решил стать пилотом самолета и начинает учиться летать.

Ох, и не позавидуешь человеку, который хочет стать пилотом и только начинает обучение. С одной стороны, летная школа забирает все силы, средства и время. С другой, эмоции зашкаливают и хочется поделиться ими с близким человеком. Казалось бы, Новый год – отличный повод. Купи сертификат на полет на самолете в подарок – и радуйтесь вместе. Но есть в таком подарке серьезный риск. Вдруг второй половине так понравится, что придется искать деньги уже на обучение двоих?

полет в подарок, на самолете, первый, полетать на самолете

Спокойствие, как говорил наш винтокрылый коллега, только спокойствие. У нас есть план.
Итак, для начала нужно купить сертификат на ознакомительный полет на самолете. Но ни в коем случае не в хорошо зарекомендовавшем себя, известном аэроклубе! Выбирайте самый «партизанский» аэродром, какой только сможете найти. Скидочные и купонные сервисы вам с помощь.

К выбору подходите тщательно. Внимательно посмотрите фотографии в соцсетях или на сайте (если он, кончено, есть). Нам нужен реальный «тру» аэроклуб, где всей инфраструктуры – ангар в чистом поле, да рубленый туалет за углом. Это важно – вам все-таки почти целый день там предстоит провести.

Приехав на место, выбирайте самый боевой самолет из имеющихся. Для пущей убедительности сделайте круглые глаза и с восторженным придыханием сообщите своей половине, что этот уникальный летательный аппарат, наверное, еще самого авиаконструктора Яковлева живьем видел.  
Наконец, самый важный пункт. С видом бывалого человека загляните пилоту в глаза и по-братски попросите его покатать вас «повеселей».

полет в подарок, на самолете, первый, полетать на самолете

Профит! Теперь ваша половина не то что полетать на самолете в Подмосковье просто так не захочет, она и в отпуск на море перестанет проситься, только бы лишний раз не подходить к этой жутко-опасной штуковине с крыльями. Правда, достигнутый успех рекомендует закрепить: когда начнется очередной скандал из серии «опять ты на свой аэродром», ласково намекните, что совсем не против взять ее с собой. Если все сработает как надо, она не просто пилить перестанет, а еще и сэкономленную на черный день заначку добровольно отдаст – на дорогой, езжай и не возвращайся подольше, а я уж тут как-нибудь одна…

А если серьезно, то airsickness - воздушная болезнь, она же морская, она же болезнь путешественников, она же просто «болтанка», может испортить впечатление от первого полета кому угодно. Причем риск ее возникновения не всегда связан с «убитостью» самолета или мастерством летчика. Мало того, при определенных обстоятельствах она может накрыть даже самого опытного пилота. А уж для курсанта, который только недавно начал изучать  пилотирование самолета, это тем более обычное дело.
Сначала немного теории, а затем расскажем, как минимизировать риск.

полет в подарок, на самолете, первый, полетать на самолете

Полет на самолете с точки зрения физиологии

«Морская» болезнь - и не важно, в каком океане и на каком судне вы находитесь – возникает из-за разницы сигналов, которые попадают в мозг. Наши глаза, например, имеют свойство очень быстро адаптироваться к окружающей обстановке, поэтому даже в условиях сильной качки всего через несколько минут начинают передавать мозгу абсолютно корректную информацию относительно того, где находится горизонт. Точнее, где он должен находиться. Расположенный во внутреннем ухе вестибулярный аппарат так не умеет. Если горизонт (положение самого органа по отношению к направлению силы тяжести земли) постоянно скачет, вестибулярный аппарат так и говорит мозгу – меня качает. Не удивительно, что из-за двух полярно противоположных сигналов голова идет кругом, а дальше начинается все остальное – слабость, тошнота и прочие прелести:
  • головокружение
  • головная боль
  • повышенная потливость
  • слабость
  • озноб
  • усиленное слюноотделение
  • рвота

Небо – тоже океан
Конечно, в небе не бывает такой сильной болтанки, как на море. Но симптомы морской болезни могут проявляться даже сильнее, потому что «разница в показаниях» глаз и вестибулярного аппарата намного больше. В больших авиалайнерах это не так выражено, потому что пассажиры, во-первых, находятся в замкнутом пространстве, во-вторых, набор высоты до момента, когда глаза не видят ничего, кроме абсолютно ровной синевы вокруг, происходит довольно быстро.

Прогулочный полет на маленьком самолете – совсем другая история. Скорость у него намного меньше, а глаза постоянно цепляются за какие-то ориентиры на земле. При этом разница между линией горизонта, которую глаза постоянно пытаются выпрямить, и реальным положением тела может быть в разы больше, чем на морском судне, где чаще всего качает на пару-тройку метров вверх-вниз. В небе амплитуда «качки» может достигать сотен метров.

А уж во время каких-то маневров, и тем более попыток покрутить пилотаж, что в представлении многих инструкторов и означает «повеселей», плоскость координат меняется несколько раз в минуту, так что и здоровый тренированный мужик не всегда выдержит.

Но есть и хорошая новость – еще в прошлом веке инструкторы, занимающиеся подготовкой космонавтов, доказали, что вестибулярный аппарат можно тренировать.
Вывод из этого простой: если у человека есть огромное желание полетать на самолете и стать пилотом, но его часто укачивает, это не повод отказываться от мечты. Возможно, во время первых полетов будет чуть сложнее, но если не бросать и регулярно давать встряску вестибулярному аппарату, вскоре он смирится со своей участью.

полет в подарок, на самолете, первый, полетать на самолете

Как предотвратить укачивание в небе
В качестве экстренной меры на один раз – тот самый полет на самолете в подарок, к примеру – работают следующие рецепты:

- Не употреблять слишком жирную и калорийную пищу перед полетом, но и не летать на пустой желудок. Многие считают, что это убережет их от конфуза в виде рвоты, но это не так: чувство голода лишь дополнительно провоцирует тошноту.
- Пить достаточное количество жидкости. Ни чая, ни кофе, ни сладкой газировки, а обычной воды.
- Не употреблять алкоголь и не курить перед полетом. С алкоголем понятно, а никотин обладает свойством связывать молекулы кислорода, провоцируя тем самым гипоксию, которая в свою очередь усиливает проявления морской болезни
- Поговорить с пилотом перед вылетом и попросить его избегать резких маневров. Особенно, если вас часто укачивает в другом транспорте. Укачивание – не болезнь и тем более не признак «слабости». Это всего лишь физиологическая особенность организма, и здесь нечего стесняться.
- Не нервничать. Да, звучит малореально для человека, который боится высоты, но нужно хотя бы постараться, потому что этот способ реально работает.

В американской практике обучение на  пилота, где очень любят инициальные аббревиатуры в качестве чек-листов на все случаи жизни, существует чек-лист I’M SAFE, предложенный непосредственно FAA. Расшифровывается он следующим образом:
  • Illness - болезнь
  • Medication – прием медицинских препаратов
  • (в том числе специализированных от укачивания! Согласно стандартам FAA не существует лекарств с доказанным безопасным воздействием на пилотов)
  • Stress and Anxiety – напряжение, стресс
  • Alcohol – алкогольное опьянение
  • Fatigue - усталость
  • Emotions – эмоции (перевозбуждение или, напротив, апатия)
  • Anxiety – беспокойство

Имеется в виду, что именно эти факторы усиливают риск возникновения воздушной болезни.

Что делать, если несмотря на все меры вас все же укачало в полете:
  • Вдохните свежего воздуха. Идеальный вариант – открыть форточку, если позволяет конструкция самолета.
  • Попросите пилота выключить печку, потому что духота и жаркий воздух, циркулирующий в замкнутом пространстве, будут усиливать симптомы.
  • Выберите неподвижную точку за окном (здание, трубу, вышку сотовой связи) и сконцентрируйте взгляд на ней. Если вокруг одни поля, смотрите на линию горизонта.
  • Не акцентируйте внимание на неприятных ощущениях, просто не думайте об этом.
  • Расслабьтесь и получайте удовольствие. Счастливого вам полета!