Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

16 Dec. 2015

7 способов поддерживать
«летную годность» на земле

Что делать, если летная школа, курсы пилотирования или стать пилотом прямо сейчас не светят, а желания научиться управлять самолетом – хоть отбавляй?

Полгода плохая погода, потом три месяца денег нет, а потом наоборот работой завалило. Или еще что. Так бывает. У каждого время от времени возникают периоды, когда нет возможности летать. Конечно, ничто не заменит удовольствия подержать в руках штурвал настоящего самолета, но оптимист (а других среди летчиков нет) тем и отличается от пессимиста, что даже самую унылую ситуацию сможет обернуть себе на пользу. Записывайте рецепт.

стать пилотом, пилот самолета, обучение

Эти мысли пришли мне в голову, когда я приехал встречать друга в большой международный аэропорт. Рассеянные отпускники, заблудившиеся в поисках нужного гейта, сосредоточенные командировочные, влюбленные парочки, что никак не нацелуются друг с другом. И посреди этого муравейника – а точнее, над ним, будто возвышаясь над нашей мелочной суетой – невозмутимые, уверенные в себе и невероятно красивые люди в строгой униформе с золотыми эполетами.

Интересно, отдают ли пилоты и стюардессы себе отчет, что они – самые счастливые люди на свете? Простому смертному трудно даже вообразить себе, что должны чувствовать эти небожители, приходя на работу в Самый Прекрасный Офис на Свете. И не время от времени, когда повезет, а каждый день.

Но как быть, если ты – простой офисный клерк и имеешь возможность полетать на самолете только время от времени? Как не растерять те пока немногие, но уже навыки? Как быть уверенным, что когда в следующий раз выдастся шанс подержаться за штурвал – может, это случится завтра, а может только через год – ты не забудешь все, чему уже успел научиться? Это минимум. А в идеале, конечно, хотелось бы сделать так, чтобы к этому времени знать еще больше, чем сейчас.

Понятно, что  невозможно научиться управлять самолетом через интернет. Но авиация настолько многогранна, что даже не имея возможности реально летать, можно использовать свободное время себе на пользу. Вот несколько вариантов:

1. Учите что-нибудь новое каждый день
Это, конечно, не новость, а довольно избитая мысль. Вас о ней тоже наверняка уже предупреждали: после принятия решения получить профессию пилот самолета, обучение не кончится уже никогда. Вы можете забраться очень высоко, но всегда кто-то будет еще выше. И чтобы подняться на его уровень, придется учиться опять и опять. Так заведите себе привычку постоянно узнавать что-то новое уже сейчас. В интернете огромное количество книг, статей, видеороликов и учебных материалов. Это правда, нужно только как следует поискать. Если кажется, что на русском вы уже все перелопатили, начинайте читать на английском.

2. Запишитесь на курсы авиационного английского
Вообще-то в первоисточнике предлагается записаться на курсы инструкторов, чтобы учить начинающих пилотов, но в России с этим сложно. Что, впрочем, не меняет суть: если летать на самолете возможности нет, используйте это время, чтобы получить некий смежный навык. В конце концов, не бывает бывших пилотов, и тот, кто однажды глотнул неба, обязательно найдет способ вернуться туда еще раз. Авиационный английский 4-го уровня ИКАО – идеальный вариант обернуть вынужденный простой себе на пользу. Хотя бы потому, что без него можно и не мечтать стать пилотом международных авиалиний. Но даже если работать пилотом в большой авиации в ваши планы не входит, язык лишним не останется все равно. Как минимум, можно читать сложную литературу, вроде РЛЭ, в оригинале. Другой вариант полезного чтива – расследования комиссий о причинах происшествий, американская NTSB, например. Помогает делать правильные выводы и учиться на чужих ошибках.

3. Тренируйте память.
Регулярно прокручивайте в голове специфические процедуры, присущие конкретному тому типу, на котором вы летаете. В этом случае, когда выпадет возможность полетать на самолете самому, вам не придется мучительно вспоминать, на какую частоту настраивать радио или что делать в нештатной ситуации. Как минимум, полезно время от времени перечитывать РЛЭ (Pilot Operation Handbook для иномарок), чеклисты на случай штатных и нештатных ситуаций, правила визуальных полетов и т.д.

4. Регулярно проходите ВЛЭК
В оригинале речь идет о регулярной оплате страховки. Но применительно к нашим реалиям, уместнее будет вспомнить ВЛЭК для пилотов. Это нужно, чтобы не попасться в известную ловушку: сначала вы говорите себе «зачем тратить деньги на страховку\ВЛЭК, если я все равно не летаю», а потом неожиданно появляется возможность летать, но вы отказываетесь, потому что документов нет. Можно, конечно, возразить, что «когда появится возможность, тогда и сделаю», но ведь еще нужно будет заплатить за аренду самолета и, возможно, услуги инструктора, а это уже дороговато, да и вообще – «денег особо нет, буду я ради одного полета тратить столько времени и сил…» Между тем, другого шанса может просто не быть. Ознакомительные и прогулочные полеты в Москве и области и без того ограничены кучей факторов – то Домодедово небо закроет, то ФСБ, то просто погоды нет. Не создавайте сами себе еще один барьер на этом пути.

5. LiveATC.net
Если вы ни разу не заходили на этот сайт, вы много потеряли. Крайне полезный ресурс для тех, кто уже летает, и тем более тех, кто хочет думает как стать пилотом или только начинает обучение на пилота в гражданской авиации с прицелом на будущее пересесть в «большой» самолет. На сайте можно слушать переговоры экипажей и диспетчеров в режиме живого времени, плюс собран богатый архив самых интересных диалогов. То есть это не просто английский 4-й категории ИКАО, а живой язык со всеми его словечками, жаргонизмами и непереводимыми оборотами радиообмена в условиях реальной работы – подхода, захода на посадку, руления, разрешения на взлет и т.д.

6. Microsoft Flight Simulator
Среди действующих пилотов отношение к этой «игрушке» двойственное. Одни (причем, большинство) категорически против, другие – допускают право на жизнь, хотя восторга тоже не разделяют. Если отбросить эмоции, правда окажется где-то посередине. Очевидно, что если выбирать: симулятор или реальный учебный полет с возможностью самому попробовать управлять самолетом, любой здравомыслящий человек выберет второе. Но мы исходим из ситуации, что возможности летать на самолете сейчас нет. В этом случае MFS – лучше, чем ничего. Главная претензия пилотов к нему - двухмерное пространство, тогда как настоящие полеты проходят в трехмерном. С этим придется смириться, факт. Но выучить расположение приборов в кабине, отточить предполетные процедуры, последовательность действий, правила радиообмена, схемы захода аэропортов и многое-многое другое MFS  вполне позволяет. Выбирайте тот тип, на котором летаете чаще всего или планируете летать в будущем. Например, летная школа Аэроград Коломна проводит обучение на пилота на самолете Cessna 172S. Это самый распространенный учебный самолет в мире, поэтому с него очень удобно начинать.

7. Создайте вокруг себя авиационную атмосферу.
Да, звучит примерно как призыв верить в сказки под Новый год, но это действительно работает! Человек – существо, которое быстро привыкает. И к хорошему, и к плохому. Если ты отлучен от неба на неопределенный срок, поначалу бывает сложно, но повседневные заботы берут свое и авиация уходит на второй, если не третий и четвертый, план. Старайтесь, чтобы этого не произошло.

Неважно, каким способом – читайте книги, журналы, паблики в соцсетях, смотрите ролики в интернете. Повесьте на стены календари с самолетами, на рабочий стол поставьте авиационные сувениры, носите авиационные футболки и обязательно бывайте на аэродроме. Да-да, даже если полеты близко не светят – все равно приезжайте. Пообщаться с людьми, погладить самолет или, как говорят бывалые, «подышать керосином», окунуться в эту волшебную атмосферу. В авиации не бывает бывших и лишних – просто примите эту простую истину, и вы поймете: тому, кто искренне любит небо, оно всегда отвечает взаимностью.

 

Отсюда