Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

14 Nov. 2015

Как стать пилотом. Мифы и реальность
Часть I

Работа пилот авиалайнера уверенно занимает одну из самых верхних строк в хит-параде самых романтичных профессий, и уж точно верхнюю в списке самых заветных детских желаний. Вот только во взрослом возрасте ее выбирают единицы. И ведь не потому, что мечта со временем испарилась. А потому что представление о ней обросло таким ворохом мифов и предрассудков, что она уже кажется несбыточной. Самое неприятное в это ситуации, что большинство из них давно устарели, либо изначально были лишены всякого смысла. Мы решили устранить это  досадное недоразумение и подготовили исчерпывающий материал о том, чтобы окончательно доказать: стать пилотом может каждый.

стать пилотом, учиться на пилота, обучение пилотированию самолета

МИФ 1. Поступить и учиться на пилота можно только до определенного возраста
Это не так. Раньше действительно существовали возрастные ограничения – в училища гражданской авиации принимали до 27 лет, в аэроклубы ДОСААФ – до 35. Сейчас этого нет. Единственное ограничение для зачисления на авиа курсы – состояние здоровья.

МИФ 2. Это, конечно, хорошо, но говорят, чтобы стать пилотом, здоровье должно быть как у космонавта
Все зависит от вашего решения, как и где учиться на пилота. Медицинское освидетельствование летного состава осуществляет специальная комиссия – ВЛЭК.

ВЛЭК требования для пилотов делятся на три группы. По первой графе комиссию проходят курсанты перед поступлением в летное училище. Этот тот самый случай, когда здоровье действительно должно быть «как у космонавта» - первая графа самая строгая. Третья – наоборот, самая лояльная. Именно по ней проходят медкомиссию будущие летчики перед тем, как в летной школе или аэроклубе начать обучение на пилота по программе "Частный пилот". Космонавтом для этого быть совершенно не нужно, достаточно вести относительно здоровый образ жизни и не иметь серьезных хронических заболеваний.

Заблуждение: «Я пройду медкомиссию, чтобы стать пилотом гражданской авиации, а в будущем захочу продолжить обучение на коммерческого пилота, но меня уже не пустят».

Мы забыли про вторую графу. По ней проходят медицинское освидетельствование все действующие пилоты. И она тоже «мягче», чем первая. То есть решив после обучения в аэроклубе продолжить карьеру в большой авиации, вы на совершенно законных основаниях пройдете ВЛЭК по второму пункту и дорога будет открыта. Становиться космонавтом опять же не нужно. Мало того, для людей, которые мечтают работать и вообще стать пилотом гражданской авиации, но имеют некоторые проблемы со здоровьем, это единственно возможный путь обойти «космические» требования летных училищ.

стать пилотом, учиться на пилота, обучение пилотированию самолета

МИФ 3. Управлять самолетом – это сложно
Давайте честно: а управлять автомобилем легко? А работать врачом или строителем просто? Любая профессия требует сначала усилий для получения качественного образования, а затем ответственности в работе. Но при наличии большого желания нет ничего невозможного. Да, кому-то обучение пилотированию дается проще, другим требуется чуть больше времени, но не зря во всем цивилизованном мире самым распространенным способом обучения пилотов является путь от простого к сложному. Сначала маленький однодвигательный самолет, вроде Cessna 172, в аэроклубе. Затем средний двухдвигательный (допустим, Л-410) в «прикладной» авиации: воздушное патрулирование, аэрофотосъемка, сельхозработы, доставка грузов и т.д. и т.п. Ну а там уже и до «Боинга» с пассажирами недалеко.

И не забывайте про такую вещь, как ознакомительный полет на самолете с инструктором. Вы не просто сможете полетать на самолете, инструктор обязательно даст вам возможность попробовать управлять самолетом самостоятельно, чтобы сделать собственные выводы.

МИФ 4. Обучение пилотированию – это дорого
Действительно, не дешево. Но и не сильно дороже качественного образования по другим престижным профессиям. Можно, конечно, сокрушаться по этому поводу и пускаться в пространные бессмысленные рассуждения, как хорошо было при СССР, но куда конструктивнее осознать, наконец, что СССР больше нет, и искать реальные способы решения проблемы. Многие серьезные летные школы, в Москве и других крупных городах особенно, имеют программы кредитования.

СОВЕТ: постарайтесь найти такой АУЦ (авиационный учебный центр), где есть договоренность с банками о предоставлении не обычного потребительского кредита, а специализированного кредита на образование. Это особый вид кредитования, который позволяет отложить выплаты до момента, когда вы закончите обучение.

стать пилотом, учиться на пилота, обучение пилотированию самолета

МИФ 5. Учиться на летчика – это долго.
Придется на несколько лет «бросить» работу и семью
Понятие «долго» для каждого свое, поэтому давайте оперировать конкретными цифрами. Срок обучения в летном училище – 3 года, в академии – 5 лет. К сожалению, на это время действительно придется выпасть из реальной жизни, так как что бы стать пилотом гражданской авиации, придется пройти обучение в летном училище предполагает строгую дисциплину и не предусматривает прогулов, отлучек, отсрочек и прочего экстерната. Если для вас это неприемлемо, хороший выход –  АУЦ или летная школа. Курсы пилотирования в Москве и вокруг предлагает довольно много организаций.  Как правило, теорию в аэроклубах читают по выходным (плюс большую роль играет самоподготовка), а выполнять учебные полеты можно в любое удобное для вас время.

Заблуждение: «Я потрачу время, чтобы стать частным пилотом, а потом захочу работать летчиком в авиакомпании и придется поступать в училище и начинать все с нуля». 

Выбирайте «правильный» аэроклуб. Получить свидетельство «коммерческий пилот» можно налетав определенное количество летных часов и пройдя курс специальной подготовки.

Если сейчас вам хочется «просто полетать на самолете» для себя, но вы не исключаете возможности, что в будущем решите продолжить карьеру, вам нужна летная школа, которая сможет воплотить Вашу мечту в реальность. Работает это так: вы получаете свидетельство частного пилота в аэроклубе, затем летаете в свое удовольствие, заодно катая друзей, пока не наберете 200 часов налета. А после этого приходите, курс специальный переподготовки пилотов для выпускников АУЦев, и заканчиваете обучение на коммерческого пилота. Причем занимает это не три года, а три месяца.

Как стать пилотом. Мифы и реальность
Часть II