Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

04 Nov. 2015

Пилот самолета и гаджеты:
революция уже случилась

Бумажный змей братьев Райт, законы аэродинамики, реактивный двигатель и автопилот – будущие историки в один ряд с этими знаковыми вехами в развитии гражданской авиации, наверняка, поставят и  апрель 2010 года, когда яблочная корпорация презентовала миру первый iPad. Да-да, сложно поверить, что это было всего 5 лет назад. А сегодня полет на самолете  уже практически не мыслим без него.

обучение на пилота, пилот самолета
У нас и у них
Примерно полгода назад в работе авиакомпании American Airlines случился коллапс локального масштаба. Сразу несколько десятков самолетов не смогли вовремя вылететь из-за сбоя в работе айпадов, которые с недавнего времени стали обязательным инструментом в кабине пилотов.

American Airlines – первая авиакомпания, получившая от Федерального управления гражданской авиации США право использовать планшетные компьютеры в течение всего полета. Это случилось в 2012 году – ровно через год после того, как FAA в принципе допустила такую возможность на пассажирских авиарейсах. Сейчас контракты с Apple есть и у спасательных служб, и у ВВС США. Речь, разумеется, не о том, чтобы научиться управлять самолетом только с помощью гаджетов, как преподнесли это многие журналисты. Но автоматизировать большинство рутинных процедур они действительно помогают.

В Россию, как водится, прогресс пришел чуть позже. Разрешение использовать планшетный ПК в качестве электронного бортового портфеля в горизонтальном полете российские пилоты получили в сентябре 2013 года, а на всех этапах полета – на год позже. Первой этим правом воспользовалась авиакомпания «Россия». «Аэрофлот» пошел дальше и снабдил планшетами еще и бортпроводников.

обучение на пилота, пилот самолета
Чем полезен планшет
В большинстве случаев рассуждения о пользе гаджетов в авиации сводятся к экономической выгоде. Один легкий планшет заменяет горы бумажной документации, вес которой порой достигает 15-17 кг. Казалось бы, для многотонной махины – это сущая ерунда, но если умножить их на количество рейсов и километры полетов, получаются миллионная экономия на одном только топливе. Не говоря уже о таких неизмеримых деньгами вещах, как удобство экипажа и скорость доступа к нужной информации, которая в свою очередь прямо влияет на естественное стремление человечества – совершать полет  на самолете безопасно. И неважно, что это – просто ознакомительный полет или трансатлантический рейс. Основные процедуры идентичны, что в большой, что в малой авиации.

В настоящее время разработчиками выпущены сотни, если не тысячи, всевозможных приложений, позволяющих оптимизировать буквально все стадии полета:

- Предполетная подготовка. Чек-листы, карты, схемы аэродромов, погода – все то, ради чего пилоту раньше пришлось бы перелопатить два десятка сайтов, а затем взять на борт чемодан бумаг, теперь умещается в одном месте. Мало того, в отличие от бумаг, электронные документы можно масштабировать, как угодно комбинировать, а главное, не нужно мучительно листать в поисках нужного раздела.
- Непосредственно в полете. Прежде всего, это все виды приложений для навигации и отслеживания любых изменений на маршруте. Здесь же многочисленные мануалы на все случаи жизни.
- Вся послеполетная документация и, конечно, логбук для учета налета.

Наконец, использование электронных документов и навигационных программ способно сильно упростить обучение на пилота в летной школе.

обучение на пилота, пилот самолета

Авиация общего назначения
Примечательно, что айпады получили широкое распространение не только в «большой» авиации. Частный пилот самолета может делать с их помощью все то же, что и пилот международных авиалиний, и даже больше. Есть приложения, которые помогают рассчитать наилучшую загрузку и центровку для данного типа самолета, и даже экономить топливо, выбрав оптимальную скорость и высоту полета.

Или, например, приложение Cloud Topper, способное определить верхнюю и нижнюю границы облаков. Звучит на грани фантастики, но если верить описанию – достаточно включить камеру гаджета, сфокусировать ее на подозрительном облаке, и приложение рассчитает, как лучше его облететь, исходя из предельного потолка высоты для данного типа.


Самые полезные приложений по версии сайта ipadpilotnews.com
Правда, авторы списка в самом начале признаются, что это «глупая затея», потому что количество приложений исчисляется сотнями, а новые появляются каждый день, но, в конце концов, «должен же пилот самолета, обучение которого только что завершилось, с чего-то начинать».

1.    ForeFlight. Одно из самых популярных приложений, реализующих концепцию «все-в-одном». По сути это набор авиационных схем с дополнительными слоями: облачность, ветер, температура, прочая метеорологическая информация,  схемы заходов на посадку, запретные зоны и многое другое поверх обыкновенной карты. Аналог – приложение WingX Pro.
2.    Garmin Pilot. Гармин – известный производитель навигационных приборов и прочей авионики. Мобильное приложение делает все то же, только в режиме реального времени без необходимости регулярно обновлять прошивку.
3.    Sporty’a E6B. Еще одно приложение «все-в-одном». От подачи флайт-плана до отчетной документации. Кстати, одно из немногих серьезных приложений, имеющих версию для Android.
4.    LogTen Pro. Цифровой логбук. Не просто считает налет, но и напоминает о необходимости сдать очередной тест или подтвердить квалификацию.
5.    AeroWeather. Простенькое приложение, позволяющее быстро получить сводки METAR или TAF непосредственно перед вылетом.
6.    Aircraft Checklist. Полный аналог бумажных чек-листов для более чем 50 самых популярных самолетов малой авиации.

Правда, случай, описанный в самом начале этого материала, показывает, что айпад айпадом, но обучение на пилота  по классической программе – с бумажным флайт-планом и полетами «на руках» – пока рано отменять