Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

29 Oct. 2015

Китайский летчик,
или почему НЕ НАДО проходить обучение на пилота

Читайте 2 часть
о воздушных пиратах


Для чего люди проходят обучение на пилота самолета? Казалось бы, ответ очевиден – чтобы научиться летать. Ну, а дальше либо работать пилотом гражданской авиации, либо летать на самолете самостоятельно и с друзьями в свое удовольствие. О чем тут вообще можно говорить? Но не все так просто. Бывает, в летную школу людей приводят такие стремления, о которых в приличном обществе и говорить-то нехорошо…

обучение на пилота, обучение пилотированию

Персонал филиппинского аэроклуба, должно быть, немало удивился, когда к ним обратился китаец по имени Чиу Токс с желанием пройти обучение на пилота – цена удовольствия была немаленькой, а на олигарха мужчина не походил. Откуда ж им было знать, что чтобы пройти обучение пилотированию в летной школе он продал единственное, что у него было – делянку на рисовом поле. Нет, не потому, что с детства мечтал научиться летать на самолете. А потому что с детства мечтал разбогатеть.

Дело в том, что к концу 1940-х Макао превратилась, по сути, в оффшор. Провинция находилась под протекторатом Португалии, а та категорически не желала вступать в Международный валютный фонд. Правила МВФ предписывали разглашать имена торговцев драгметаллами, а здесь этого никто не требовал. На фоне разоренного войнами независимого Китая британский Гонконг и португальский Макао выглядели оазисами процветания. Именно сюда устремилось все криминальное золото мира.

Между городами было налажено регулярное сообщение по воде, однако перевозить крупные суммы денег и слитки становилось все опаснее. Не выдерживая адских условий труда, обнищавшие китайцы все чаще промышляли пиратством. Ситуацией быстренько воспользовалась недавно созданная авиакомпания Cathay Pacific, запустившая по маршруту Макао – Гонконг полеты на самолете. Стоимость билетов была настолько высока, что «уважаемые господа» могли совершенно не волноваться за свой груз – рядовому китайцу копить на такой полет пришлось бы всю жизнь.

Первый полет

16 июля 1948 года новоиспеченный пилот самолета Чиу Ток поднялся на борт гидроплана «Мисс Макао». Деньги у него к тому времени кончились, поэтому китаец уговорил продать поля еще трех своих родственников. Вырученных 3 тыс. долларов как раз хватило на билеты до Гонконга и парочку пистолетов.

Расчет «пиратов» был прост: они пригрозят оружием экипажу, а закончивший курсы обучение пилотированию Чиу Ток возьмет управление самолетом на себя. Затем они приземлятся где-нибудь в безлюдном месте, заберут все золото из багажного отсека, обчистят пассажиров, а самых богатых возьмут в заложники, чтобы получить выкуп. Казалось, удача улыбается небесным «робин гудам»:  в числе пассажиров оказался известный золототорговец Вон Чунпин, перевозивший 93 кг золота.

Несчастные китайцы не знали лишь одного. После Второй мировой войны обучение и переобучение на гражданских пилотов активно проходили бывшие военные летчики. Именно такой экипаж сидел за штурвалом «Мисс Макао». Не испугавшись оружия, пилоты ввязались в драку. К тому же стрелять сегодняшние пираты, а вчерашние мирные крестьяне, толком не умели, поэтому быстро расстреляли все патроны, хаотично паля вокруг.

Сесть за штурвал – еще не значит стать пилотом

К сожалению, летчики все же погибли, но к тому моменту, когда Чиу Ток добрался до штурвала, «Мисс Макао» уже была обречена. Навыков новоявленного пилота самолета не хватило, чтобы самостоятельно управлять самолетом, и через несколько секунд он рухнул в море. К месту крушения быстро подоспели рыбаки, но из 26 находившихся на борту человек спасти удалось всего одного. По иронии судьбы, им оказался пират.

Удивительно, но факт: наказывать его оказалось некому и не за что. Подтвердить факт убийства пилотов никто не мог, а каких-то отдельных законов на случай захвата воздушного судна тогда просто не существовало. В результате англичане просто депортировали его в Китай, где следы первого в истории гражданской авиации воздушного пирата затерялись.

А самое интересное, что этот случай положил начало бурному расцвету воздушного пиратства, в середине прошлого века буквально захлестнувшего гражданскую авиацию. Но об этом в следующий раз. Не пропустите – заодно узнаете обещанный в самом начале секрет: почему научиться летать на самолете лучше всего там, где заодно могут научить использовать парашют.