Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

23 Oct. 2015

Какой должна быть правильная куртка-пилот

На заре авиации конструкторов волновала одна-единственная задача – как заставить самолеты летать еще быстрее, дальше и выше. Получалось, стоит признать, довольно неплохо. Настолько, что в один прекрасный момент – где-то в районе Первой мировой – дальнейший технический прогресс столкнулся с реальной угрозой. Пилот самолета, действительно способного летать все быстрее и выше, вдруг оказался «слабым звеном».
 
обучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилотДело в том, что кабины тех боевых самолетов были открытыми, и на высоте несколько километров в них было холодно. Очень холодно. А толстенные бушлаты из грубой кожи мало того, что плохо спасали на все возрастающих скоростях, так еще и создавали опасные предпосылки. Летчик в такой одежке был очень неповоротливым, а управление самолетом становилось все сложнее из-за возрастающего количества всевозможных приборов, кнопок и рычагов в кабине. В общем, необходимость срочно что-то менять в обмундировании летного состава признали в самых высоких верхах и начали думать.

Первым промежуточным победителем в этой своеобразной гонке вооружений оказалась Великобритания. В середине 20-х там наладили массовое производство летных бушлатов Irvin Jacket. Можно сказать, что это была первая в мире серийно выпускаемая куртка-пилот. Она получилась настолько удачной, что ее реплики производятся и довольно высоко (в денежном смысле этого слова) ценятся по сей день. А ее создатель Лесли Ирвин вошел в историю именно как автор первого бомбера, хотя сам он гораздо более ценным своим изобретением считал ранцевый парашют, который построил даже чуть раньше, чем наш Котельников.

Впрочем, главная проблема оставалась нерешенной. Куртки Irvin Jackets, как и их многочисленные клоны в США, были удачно скроены, но летать на самолете в них оставалось по-прежнему сложно, так как основным материалом была та же кожа и мех. Легкопромышленники, конечно, в мечте заключить контракт напрямую с Пентагоном, пытались придумать что-то новое, но все попытки сводились к экспериментам с разными сортами кожи и способом выделки. Став удобнее на земле, на высоте они все равно «дубели», сводя на нет все усилия на обучение пилотов новым технологиям.

обучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилотЭти мытарства продолжались чуть ли не до самой Второй мировой, пока однажды бухгалтеру одного из мелких текстильных производств не пришло в голову использовать вместо кожи нейлон. Его тогда как раз только что изобрели. Получившуюся куртку назвали незамысловатой аббревиатурой B-15 Flight Jacket, вряд ли подозревая, что она прочно войдет в историю мировой авиации и мировой моды одновременно.

А вот название самого производства вспоминать нет совершенно никакого смысла, потому что в погоне за вожделенным гособоронзаказом не обошлось без коррупционных скандалов, и вывеску приходилось несколько раз менять. Пройдет еще не один год, прежде чем появится знаменитое на весь мир название Alfa Industry. А пока никому неизвестные легкопромышленники наслаждались произведенным фурором. Это была революция. Легкий, прочный на разрыв, нейлон почти не промокал и быстро сох. Пилот самолета в такой куртке был отлично защищен от ветра и холода, при этом ничто не мешало ему осуществлять правильное управление самолетом. Праздновать триумф мешала одна досадная неприятность: из того же нейлона шили парашюты, а на дворе уже вовсю гремела Вторая мировая война, и его катастрофически не хватало.

обучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилот

В общем, летчикам и дальше пришлось воевать в коже. Как раз в это время среди них пошла мода украшать куртки «веселыми картинками» - нашивками боевых подразделений (необязательно тех, в которых служил), полуголыми девушками, мультяшными героями и изображениями авиационных бомб по числу боевых вылетов.

обучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилотобучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилотТем временем на вышеозначенном предприятии придумали, как разбавить дефицитный нейлон полиэфиром. Но на беду легкопромышленников, Вторая мировая неожиданно закончилась. К счастью буквально через несколько лет США ввязались в войну во Вьетнаме. Официальные поставщики не справлялись с нужным количеством формы, и Пентагон решил пойти на крайнюю меру – распределить заказы между частными фабриками. Это был звездный час для B-15 Flight Jacket. Оценив по достоинству легкую, непромокаемую куртку, на которую к тому времени нашили удобные петли и сервисный карман для кислородной маски, пилоты самолетов переоделись в нее, не дожидаясь официального приказа сверху.

Правда, у нее оставался один недостаток – воротник из овчины. От перепадов температуры он замерзал и вставал колом, затрудняя использование парашюта. Сейчас это кажется смешным, но на решение проблемы ушло еще пару лет, пока кому-то не пришло в голову заменить мех на плотно прилегающий трикотажный воротничок. В результате получилась МА-1 – самая легендарная куртка-пилот всех времен и народов.

В свой «первый пробный полет» она отправилась в 1949-м, а знаменитая оранжевая подкладка – еще один характерный атрибут летной куртки – появился только в начале 60-х. Сделано это было по инициативе спасательных подразделений, прекрасно понимавших, что самая ценная боевая единица на войне – это пилот самолета, обучение которого требует огромных сил и средств, и намного дешевле переоборудовать одну линию производства, чтобы в случае аварии он просто вывернул крутку наизнанку и тем самым помог себя найти.

обучение на пилота, пилот самолета, куртка-пилотЧуть позже подкладку дополнил так называемый blood chits («кровавый талон») – нашивка с текстом на нескольких языках, призванная в случае аварийной посадки сообщить местному населению, что перед ними – американский летчик, с просьбой содействовать его скорейшему возвращению на родину за вознаграждение. Первые blood chits летчики писали и нашивали самостоятельно, но ко времени операции во Вьетнаме они стали уже обязательным атрибутом бомбера.

Репутацию знаменитой куртке сильно подпортил тот факт, что в 70-80-е его сильно полюбили представители субкультур. К началу 90-х эта волна докатилась и до России, где в кустарные подделки черно-оранжевого цвета массово нарядились скинхеды и прочие «братки». К чести Alfa Industry стоит сказать, что настоящие летные куртки никогда не выпускались в черном цвете – только темно-синие и зеленые (хаки).