Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

20 Oct. 2015

Защитить пилота самолета от лазера
помогут специальные очки

16 октября, Ростов-на-Дону. Экипажи сразу двух пассажирских лайнеров пытались ослепить лазером.
15 октября, Южно-Сахалинск. Аналогичная история.

16 августа. Полет на самолете Москва – Пекин едва не прервался еще на взлете: неизвестные слепили пилотов лазером в районе Шереметьево. Через пять минут аналогичную информацию диспетчеру передал пилот самолета Москва – Калининград.

И это только то, что просочилось в прессу, и только в отношении коммерческих авиарейсов. На самом деле таких случаев намного больше. Пострадать может кто угодно – и экипаж авиалайнера, и пилот частного самолета. Чаще всего лазерные хулиганы «развлекаются» с самолетами, идущими на взлет или посадку – то есть в наиболее ответственные моменты управления воздушным судном.

пилот самолета, полет на самолете, как стать пилотом
Главный риск попадания в глаза лазерного луча связан с частичной, а в некоторых случаях и полной, утратой зрения, вплоть до невозможности продолжить полет на самолете самостоятельно. Умельцы из Поднебесной давно научились делать довольно мощные лазерные указки, не заморачиваясь тестами на безопасность. При этом купить такую «игрушку» может фактически кто угодно. Мало того, нередки случаи, когда ослепление лазером приводило к необходимости медицинского вмешательства и длительному лечению пострадавших летчиков.

Об этом говорит в своем пресс-релизе компания PerriQuest (США). По ее данным только за 2013 год и только в США лазерным атакам подверглись 3 960 пилотов. Именно в 2013 году в компании начали работу над специальными очками, способными защитить их от опасных лучей. Спустя два года, в октябре 2015, авиасообществу, наконец, представили готовый продукт.

Очки Laser Defense Eyewear существуют в двух вариантах: для дневного и ночного времени суток. Как утверждает производитель, они полностью блокируют лазерные лучи красного, зеленого и синего цвета (абсолютное большинство существовавших ранее моделей эффективны против какого-либо одного цвета), при этом никак не влияя на обычное цветовосприятие и возможность читать показания приборов в кабине. Оправа сделана из легкого титанового сплава, линзы производства Carl Zeiss, а по форме очки напоминают классические авиаторы.

Кстати, в США вот уже четыре года (с октября 2011) лазерное хулиганство является уголовным преступлением. У нас же оно классифицируется именно как хулиганство, и не более того. В том же 2011 году был разработан законопроект, предлагающий ввести за попытку ослепить пилотов уголовную ответственность и наказывать сроком до семи, а при наступлении тяжких последствий и до десяти лет, однако статус закона он так и не получил.