Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

22 Sep. 2015

Эволюция кукурузника

Почему он самый удачный? Да хотя бы по продолжительности серийного производства – около 20 тыс. штук за 60 лет. Прочих дифирамбов «Аннушке» было сказано и показано столько, что повторяться не имеет смысла. Перевозка пассажиров на МВЛ, сельхозработы, обучение пилотов – сложно найти нишу, в которой в которой не работал Ан-2. Правда, все это было еще в прошлом веке.

А в начале этого, буквально лет десять тому назад, казалось, что он – все. Да, легендарный. Да, весь из себя заслуженный. Но безнадежно отставший от экономических реалий нового времени. Слишком много жрет, слишком слабо прет. И тут бац – санкции, эмбарго, импортозамещение. Как итог, на авиасалоне МАКС-2015 показали сразу три новых клона «вечного» Ан-2.

Самый радикальный
Сначала глаза фиксируют все тот же старый добрый Ан-2, но мозг почему-то отказывается воспринимать привычную картинку. Ну, конечно – у него же нет нижнего крыла! Из легендарного биплана ейские конструкторы ООО «Технорегион» превратили «аннушку» в радикальный моноплан. Называется обновленный самолет ТР-301. Как утверждают производители, он получился на 450 кг легче и на 20% экономичнее оригинала. «Сами удивляемся, - пишут создатели на официальном сайте, - при площади крыла почти вдвое меньше и про полной нагрузке взлетная дистанция 250 м, как  у Ан-2».

кабина самолета, управление самолетом, пилот самолета
Кабина самолета избавилась от древней аппаратуры огромного веса и обзавелась импортной авионикой. Но самое интересное у него внутри. Кожаные кресла в количестве четырех (вместе с пилотом это означает максимум 5 человек на борту, что для Ан-2, безусловно, мало, зато комфортно), откидные столики, холодильник, микроволновка, биотуалет, ковровые дорожки на полу. В такой комплектации ейского «антошку» уже можно рассматривать самолет для личного пользования, а управлять им де-юро может даже частный пилот самолета.

Первый такой борт зарегистрирован как ЕЭВС и сейчас работает в Перми, тогда как ейские умельцы уже начали переделку второго Ан-2. В будущем они рассчитывают использовать полученный опыт для создания принципиально новой машины. Название ей уже придумали – ТР-402. В отличие от модернизированного кукурузника этот будет построен целиком с нуля. Обещают, что он будет еще на 1500 кг легче, летать на автомобильном топливе, иметь двигатель, винт и другие важные узлы отечественного производства, благодаря чему цена снизится в 4 раза по сравнению с зарубежными конкурентами.

Управление самолетом – и первым, и вторым – может осуществлять один летчик с помощью автопилота.


Самый модный
У Боинга они называются шаркелеты, у Эйрбаса – винглеты, а самый перспективный отечественный авиалайнер Сухой Суперджет пока вообще не успел новомодными законцовками крыла обзавестись. А у «кукурузника» - вот, пожалуйста, уже есть.

кабина самолета, управление самолетом, пилот самолета
Впрочем, конструкцию этого крыла даже в Тулузе и Сиэтле вряд ли смогли бы осознать: нижнее крыло намного короче, законцовками упирается в верхнее, имеющее автоматические предкрылки, тогда как на нижнем они управляются вручную, а выполнен весь этот слоеный пирог из композитных материалов.
Из них же выполнено хвостовое оперение, а двигатель заменен на газотурбинный Honeywell с пятилопастным винтом. По сути от оригинала здесь остался только фюзеляж. Первый полет цельнокрылый биплан (пожалуй, это новое слово в мировом авиастроении) под названием ТВС-2ДТ, совершил буквально 11 июня. Случилось эпохальное событие у него на родине в Новосибирске, где базируется Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИИА) им. Чаплыгина – тот самый, где с недавних пор реализуется амбициозный проект по глубокой ремортизации Ан-2.

По сравнению с предшественником нанокукурузник может лететь вполовину быстрее (330 км/ч против двухсот), в три раза дальше (2500 км) и брать на борт в два раза больше груза (2500 кг). При этом взлетно-посадочные требования остались те же: метров 50-80 хоть какой-нибудь полосы, подойдет даже грунтовая. Стоить вся эта красота будет около 1,2 млн. долларов, запуск в серию намечен на 2017 год.

Управление самолетом будет намного проще благодаря встроенному комплексу авионики на базе Гармин.


Самый перспективный
По сути это промежуточная версия ТВС-2ДТ с не менее оригинальным названием ТВС-2МС от того же СибНИИА. С классической конфигурацией крыльев и фюзеляжа, из традиционных материалов, но с новым двигателем, современным пилотажно-навигационным комплексом и комфортным салоном.

кабина самолета, управление самолетом, пилот самолета
Если сильно упростить, из самолета выбросили все старое (одна только радиостанция весом 22 кг чего стоила) и заменили на новое, в том числе модернизировалась и кабина самолета. Никаких композитов тут нет, да и летные характеристики поскромнее, зато в отличие от старшего брата, который пока существует лишь в опытном экземпляре, таких по стране успешно трудится уже 20 штук.

Мало того, именно на таком самолете прошлой зимой на совещание к вице-премьеру Дворковичу прилетел сибирский полпред, после чего ТВС-2МС с легкой руки журналистов получил прозвище «бизнес-кукурузник». Правда, тогда никому не удалось выяснить подробностей – пришлось ли управлять самолетом личному пилоту чиновника или он взял его «попробовать полетать» у СибНииа.

Так или иначе, если угроза тотального импортозамещения в ближайшее время не минует, можно пофантазировать, на что пересядут остальные российские чиновники с сегодняшних «Фальконов».  Одна из целей на сайте компании-производителя, кстати, так и звучит – обеспечить работой каждого пилота самолета и командиров воздушных судов.