Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

17 Sep. 2015

Пилот международных авиалиний
Когда «мужество» и «профессионализм» - не просто строчки в резюме

«Работа линейным пилотом – это девяносто девять процентов смертельной скуки, изредка прерывающейся секундами смертельного страха!»

Это слова из предисловия к книге английского летчика Дэвида Дэвиса «Пилотирование больших реактивных самолётов».

пилот междунарожных авиалиний, пилот самолета
У пишущих людей, конечно, частенько все бывает несколько преувеличенно, но на самом деле, если уж начистоту, пилот авиалиний - работа действительно не самая разнообразная. Между минуткой славы «Вас приветствует капитан воздушного судна»  и кофе от стюардесс – часы утомительной рутины. Чек-лист, приборы, радиообмен, опять приборы, борьба со сном, приборы, радиообмен, обиды родных – опять на день рождения не успел – и так изо дня в день, из года в год. Недаром говорят, что хороший полет на самолете, это когда не о чем рассказать.

Так за что же все эти дифирамбы, восхищение и звезды Героев? А вот за что.

4 самые успешные и героические посадки
в новейшей истории авиаперевозок


Под крылом самолета – зеленое море тайги
Хрестоматийный случай, о котором уже и кино сняли, и в учебники по истории мировой авиации золотыми буквами, наверняка, впишут.

7 сентября 2010 года пилот авиалиний «Алроса», летчик первого класса Евгений Новоселов за штурвалом Ту-154 вылетел с аэродрома Полярный (Якутия) в Москву с 72 пассажирами на борту. Через четыре часа у самолета полностью отказала система электроснабжения. В том числе перестали работать насосы топлива, резерва хватило бы максимум на полчаса полета. За это время экипаж успел снизиться до 3000 метров в надежде подыскать более-менее ровную площадку или прямой участок реки. По счастливому стечению обстоятельств посреди глухой тайги летчики заметили старую полосу бывшего аэродрома МВЛ. Правда, крайний раз воздушные суда на нее приземлялись около десяти лет назад, а для приема Ту-154 полоса и в лучшие времена не подходила: 1320 метров против необходимых «тушке» 2500. Плюс механизация крыла из-за отказа электроники не работала, поэтому летчики понимали, что скорость на приземлении будет значительно выше рекомендованной для таких условий.

Всех пассажиров перевели в переднюю часть салона. Экипаж сделал два пробных захода – попытались рассчитать скорость, визуально оценили состояние ВПП – и с третьего раза вписались точно в край полосы. Ее длины все равно не хватило – самолет выкатился метров на 200 дальше противоположного торца, срезав макушки деревьев и, наконец, увязнув передними стойками шасси в болоте. Ни один из пассажиров, включая беременную женщину и троих детей, не пострадал, а спустя несколько месяцев «тушка» даже смогла улететь из Ижмы своим ходом.

Указом Президента РФ Евгению Новоселову и второму пилоту Андрею Ламанову были присвоены звания Героев России.

Трава у дома
Пилот международных авиалиний Питер Баркил (Peter Burkill) выполнял совершенно обычный рейс из Пекина в лондонский Хитроу. Дело было 17 января 2008 года. Все было по плану – так же, как сотни раз до того. Это потом, в ходе расследования выяснится, что во время полета над Сибирью и Скандинавией в топливной системе Боинга-777 образовались кристаллы льда. Позднее Boeing Corp. даже внесет конструктивные изменения в систему, а тогда экипаж не подозревал о проблеме вплоть до захода на посадку, когда начали проявляться первые признаки топливного голодания.

На высоте 220 метров и примерно за 3 километра до полосы оба двигателя никак не отреагировали на команду автомата тяги. На высоте 45 метров отключился автопилот. Ручное пилотирование авиалайнером  взял на себя второй пилот самолета, в то время как командир изменил посадочную конфигурацию закрылков так, чтобы максимально снизить вертикальную скорость и увеличить время планирование. В результате Боинг успел пересечь автомобильную трассу на относительно безопасной высоте (можно только догадываться, сколько было бы жертв, плюхнись многотонная махина на автобан) и не дотянул до полосы всего 270 метров.

Все 152 человека на борту остались живы, лишь несколько человек получили травмы, самой серьезной из которых оказался перелом ноги.

Примечательно, что в прессе Питера мгновенно окрестили героем, тогда как руководство British Airways, напротив, срезало ему зарплату.

Танцующий туполь
На подмосковном аэродроме Чкаловский более десяти лет стоял на консервации старенький Ту-154, как вдруг в 2011 году его было решено перегнать на ремонт в Самару. 29 апреля примерно в 12.05 самолет с пятью членами экипажа (без пассажиров) на борту оторвался от полосы. Буквально через несколько секунд провожающие на земле стали свидетелями удивительного зрелища: огромный самолет начал выполнять пируэты, противоречащие всем законам здравого смысла, не говоря уж об аэродинамике. Он заваливался то влево, то вправо, порой буквально вставал на крыло, рыскал носом вверх-вниз, время от времени ныряя за кромку леса, заставляя всех, кто это видел, зажмурить глаза и содрогнуться. В один из таких моментов свидетель, снимавший происходящее на телефон (позднее этот ролик взорвет интернет, а туполь получит прозвище «танцующий»), закончил съемку, эмоционального упомянув при этом маленького пушного зверька из пяти букв. Действительно, казалось, что это он. Но спустя пару минут из-за леса на полосу вырулил невредимая тушка.

Как выяснилось, во время подготовки к полету была неправильно смонтирована электропроводка, из-за чего система управления реагировала на вводы штурвала совершенно непредсказуемым образом. При этом «внутренние мозги» тушки считали, что все в порядке – никаких лампочек, никаких сигналов или других признаков отказа самолет не подавал. Весь полет длился 13 минут. И пусть за штурвалом сидели военные летчики, катастрофа могла бы быть вполне гражданской: как вспоминал потом пилот авиалайнера Юрий Родионов, особенно не по себе ему стало, когда во время очередного виража он разглядел на земле здание супермаркета «Глобус» в Щелково, неподалеку от которого саж же и жил.

Завести самолет на полосу пилоту удалось лишь с третьего раза. Зато как заметил местный руководитель полетов, он умудрился при этом еще и «ножку подержать». Этим термином авиаторы называют посадку, когда самолет сначала садиться на две основные стойки шасси, какое-то время катится так по полосе, чтобы погасить скорость, и лишь после этого плавно опускает переднюю «ножку» - носовую стойку шасси. В пассажирской авиации это считается признаком высокого мастерства.

Чудо на Гудзоне
15 января 2009 года, всего через 90 секунд после взлета из аэропорта Нью-Йорк Аэробус А320 столкнулся со стаей канадских гусей. Оба двигателя встали.

Управлял самолетом пилот международных авиалиний авиакомпании US Airways Чесли «Салли» Салленбергенр. Очень опытный летчик, бывший военный, пилотировавший легендарный F-4 Фантом, эксперт в области безопасности полетов. Впрочем, в данном случае самым актуальным в его послужном списке оказался полученный еще в далекой юности опыт полетов на планерах.

С высоты 3200 футов (около километра) пилот авиалиний сумел развернуть авиалайнер на 180 градусов, спланировать над Гудзонским заливом, виртуозно обойдя мост Джорджа Вашингтона и приводнить машину в аккурат напротив 48 улицы Манхетенна без единого разрушения как на самом самолете, так и на земле. Все 155 пассажиров благополучно эвакуировались через аварийные выходы на плоскость крыла.

На самом деле успешных посадок пассажирских авиалайнеров на воду гражданская авиация насчитывает около десяти, да и в целом история знает немало примеров героизма летчиков. Это и знаменитый «планер Гимли», и приводнение Ту-124 на Неву, и много других невероятных историй, из которых мы выбрали те, что случились относительно недавно. С разными самолетами в разных странах мира – все их объединяет одно: никакого героизма здесь на самом деле нет. Риск и отвага – удел военных и экстремалов. В гражданской авиации это называется качественное обучение пилотов, высокий профессионализм и мастерство.