Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

09 Sep. 2015

Сам себе пилот самолета

Ну вот, опять. В испанской Андалузии пилот легкомоторного самолета почувствовал себя плохо, после чего его жена по мобильному телефону связалась с наземными службами и взяла управлением самолетом на себя. Похожие новости со всего мира приходят пусть и не слишком часто, зато регулярно. Настолько, что в свое время многие ведущие СМИ даже сочли долгом выпустить статьи-инструкции в духе «Как посадить самолет, если пилоту стало плохо».

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации
Звучат они примерно так: «Если вы летите на гражданском самолете, например «Боинг-737», придерживайтесь скорости в 200 узлов (370 км/ч). Приступая к посадке, снизьте скорость до 130 узлов (240 км/ч). На этой скорости уже можно открывать закрылки, предкрылки и выпускать шасси» (кстати, одна из самых популярных статей на эту тему в рунете). Предполагается, видимо, что закрылки с предкрылками каждый из нас изучал в школе и уж конечно не перепутает. Впрочем, не стоит отчаиваться. На самом деле все намного проще.

Земля в иллюминаторе видна
Допустим, вы действительно летите на большом пассажирском авиалайнере. Допустим, вам даже удалось каким-то образом вскрыть кабину самолета, которая вообще-то открывается только изнутри. Если к этому моменту вы все еще продолжаете ровно лететь, скорее всего, работает автопилот.

Это хорошая новость. Если ничего не предпринимать, вы и дальше будете ровно лететь с заданной скоростью на заданной высоте, пока не кончится топливо. Но произойдет это очень не скоро, так что в вашем случае это означает хороший запас времени.

Теперь новость плохая. Чтобы посадить такой самолет, придется задать автопилоту нужные команды. А сделать это не так-то просто, потому что автопилот – это не какая-то заветная кнопка. Не волшебная палочка, которой можно сказать «ан-цвай-драй, самолет садись». Чтобы автопилот посадил ваш самолет, нужно запрограммировать в него соответствующие команды. Далекий от авиации человек сделать этого не сможет.

Поэтому ваша задача – искать среди миллиона дисплеев, кнопок и переключателей те, что обеспечивают связь с диспетчером. Это может быть кнопка на штурвале (сайдстике), выносное переговорное устройство и что угодно еще – самолетов в мире огромное множество, и конструкция каждого уникальна. Но не стоит отчаиваться. Поскольку самолет у нас все-таки пассажирский, помимо пилотов в нем наверняка был еще и кабинный экипаж (бортпроводники). Куда нажимает пилот самолета, чтобы пообщаться с наземными службами, они наверняка видели и не раз.

Дальше вам остается лишь надеяться, что в диспетчерской случайно окажется действующий пилот, знакомый с самолетом вашего типа. Настолько знакомый, что сумеет внятно объяснить, что делать и куда нажимать не по принципу «выпустить шасси, открыть закрылки», а в духе «плавно потяните на себя такой железный рычажок с красной пластмассовой рукояткой чуть правее вашей правой руки».

Откровенно говоря, даже при таком удачном, хотя и маловероятном, стечении обстоятельств рассчитывать на мягкую посадку не стоит. Чем больше самолет, тем чувствительнее он к ошибкам пилотирования. К счастью, вероятность попасть в такую ситуацию намного меньше, чем ноль. По крайней мере, мировая гражданская авиация ни одного прецедента не знает. Да, были случаи, когда одному из пилотов становилось плохо, и даже хуже, но чтобы в бессознательном состоянии оказались оба одновременно – не было никогда.

Лучше меньше
Второй вариант – вы отправились полетать на маленьком прогулочном самолете. Скажем, в ознакомительный полет. В Москве эта услуга сейчас очень популярна и пользуется большим спросом.
Начнем традиционно с плохих новостей. Автопилота в таком самолете нет. Да и управляет легкомоторным самолетом всего один пилот.

А теперь хорошие: даже если ему вдруг станет плохо, шансов самостоятельно посадить самолет все равно гораздо больше. Примеров тому гражданская авиация знает массу. Как минимум один описан в начале этого материала, но самый эпичный произошел в октябре 2013 года на востоке Великобритании. Тогда единственному VIP-пассажиру удалось самостоятельно посадить небольшой бизнес-джет. Сразу после взлета пилот самолета потерял сознание, мужчина связался с землей и в точности выполнял указания срочно вызванных по такому случаю инструкторов.

На взлетно-посадочную полосу аэропорта Хамберсайд он сумел зайти только с четвертого раза! Все это время другие воздушные суда, заходившие в Хамберсайд, направлялись на другие аэродромы. Самое удивительное, что бизнес-джет при этом практически не пострадал.

Все потому, что кабина легкого самолета имеет гораздо меньше приборов, связаться с землей можно с помощью обыкновенного мобильного телефона и в целом пилотирование такого самолета намного проще. Не верится? Попробуйте убедиться сами: достаточно заказать ознакомительный полет и увидеть все собственными глазами. А при желании даже попробовать «порулить».