Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

27 Aug. 2015

2 скромных гаджета, которые могут спасти жизнь

Давно прошли времена, когда авиаконструкторы соревновались, чье детище полетит выше, чье дальше, а чье быстрее. Сегодня в приоритете не столько высота и скорость, сколько экономичность (еще в прошлом веке проекты сверзвуковых пассажирских лайнеров похоронили цены на топливо, а дешевле оно с тех пор ни разу не становилось) и безопасность. Вот о ней-то и поговорим.

пилот гражданской авиации

В принципе, конструкция любого воздушного судна априори безопасна. Летные характеристики, расход топлива, удобство пассажиров – все эти параметры инженеры рассматривают в последнюю очередь. Прежде всего, летательный аппарат проектируется так, чтобы в любой момент, даже при отказе систем управления, он мог вернуться на землю без последствий. В вертолетах этот принцип реализован за счет режима авторотации, а в самолетах сама конструкция планера предполагает, что даже с неработающими двигателями он сможет мягко «спланировать» вниз. Примеров благополучного использования этих принципов в мировой авиации предостаточно. Просто журналисты о них обычно не узнают, в отличие от катастроф.

 Но, к сожалению или к счастью, список возможных рисков в авиации не исчерпывается одним только отказом двигателя. К счастью, потому что уровень развития техники, а главное уровень контроля за ее использованием, сегодня таков, что такие крайние ситуации, как полный отказ, случаются чрезвычайно редко. К сожалению, потому что иногда совершенно нелепые предпосылки, с которыми легко справился бы даже едва начавший обучение пилот гражданской авиации, приводят к жутким катастрофам. Предотвратить их могли бы всего два небольших, но очень полезных прибора.

Персональный спутниковый трекер
Маленькая (размером с сигаретную пачку) коробочка работает от обыкновенных батареек и постоянно отслеживает местонахождение пилота в реальном времени. Благодаря этой простейшей функции его наземная «группа поддержки» способна моментально среагировать, если что-то пошло не так.

Самый свежий пример удачного спасения с помощью трекера – фантастическая история вертолетчика Сергея Ананова, случившаяся буквально неделю назад. Частный пилот завершал одиночное кругосветное путешествие, когда потерпел крушение на севере Атлантического океана. Вертолет быстро ушел под воду, мужчина чудом выбрался на дрейфующую льдину. Но поскольку за путешествием Сергея в интернете следили очень многие люди, буквально через 10 минут после катастрофы они заметили, что трекер выдает «странные» показания: скорость 0.0, высота -1.7 метров. Спасательную операцию развернули буквально в считанные часы, на третий день пилота нашли. Неизвестно, сколько еще он протянул бы на льдине без связи, одежды, еды и воды, задержись спасатели еще чуть-чуть.

Отслеживать перемещения конкретного пилота можно через интернет. Для этого у каждого производителя существует собственное программное обеспечение, но принцип работы в целом одинаков. Сначала на специальной странице создается личный аккаунт. Пилот самолета может сделать его доступным для всех, либо открыть только для друзей. Каждые 10-15 минут трекер передает показания, на основании которых отображается весь маршрут.

Дополнительно можно настроить оповещения по электронной почте и SMS. Выглядит это примерно так: владелец трекера изначально «забивает» в прибор адреса и телефоны, на которые нужно передавать сигнал. Сигнал может быть трех типов: «я в порядке», «нужна помощь», «911». Если полет проходит штатно, на телефон выбранных адресатов приходит смс следующего плана: «I’m OK. This is my position now». Далее следуют географические координаты.

Очевидно, что в случае «Need help» наличие координат существенно облегчит задачу спасателей. Именно так произошло в истории с Анановым. Благодаря трекеру было точно известно, где его искать.

Системы предупреждения столкновений
Условно их можно разделить на две большие группы: TAWS – предупреждение столкновений с землей и TCAS – предупреждение столкновений с другими воздушными судами в воздухе.

Еще в 70-х годах прошлого века в Америке появилось понятие CFIT (Controlled Flight into Terrain). Им описывали ситуацию, когда совершенно исправное воздушное судно под управлением адекватного и здравомыслящего пилота уверенно летит до столкновения с землей, горой или водой. Это могло бы выглядеть как самоубийство, если бы не одна существенная деталь, объединяющая все подобные происшествия – экипаж в них, как правило, вплоть до последнего момента не знает о приближающейся опасности. Черный авиационный юмор называет такие ситуации как «самый позорный для пилота способ умереть».

Во избежание подобного ИКАО требует обязательной установки предупреждающих систем на все коммерческие авиарейсы. Первые такие системы назывались GPWS (Ground Proximity Warning System) и по сути представляли собой «будильник», который начинал верещать при слишком быстром сближении с рельефом. Современные (они называются TAWS – Terrain Awareness and Warning System) пытаются предсказать будущее. Постоянно анализируя положение, скорость, высоту и траекторию полета с помощью датчиков, система предполагает, в какой точке он окажется в следующий момент. Затем эти предположения сверяются с картой местности и в случае опасности система выдает различные типы предупреждений. Например:

1. Exessive rate of descent – слишком быстрое снижение. Система будет изо всех сил сигнализировать PULL UP
2. Altitude loss after take off and go around – потеря высоты после взлета или ухода на второй круг.
3. Altitude callouts and bank angle warnings – слишком сильный крен на слишком малом расстоянии до земли
4. Excessive closure rates to terrain – слишком быстрое приближение земли
5. Inadequate terraine clearance with gear/flaps not in landing position – самолет летит слишком низко или медленно, но судя по положению шасси и закрылков приземляться не собирается
6. Below glideslope – ниже глиссады. Сработает, если самолет летит слишком низко на слишком большом расстоянии до полосы

Продвинутые системы для больших самолетов имеют все 6 функций, для малой авиации достаточно только первых трех.

Принцип работы системы предупреждения столкновений в воздухе (TCAS) аналогичен, только система сканирует не карту местности, данные о находящихся поблизости других воздушных судах. Разумеется, для этого нужно, чтобы они тоже имели на борту подобное оборудование. В соответствии с требованиями ИКАО оно должно быть установлено на всех коммерческих рейсах и самолетах с взлетной массой свыше 5700 кг. Изначально это было очень дорогим удовольствием для авиакомпаний, но стоимость современных систем такова, что многие частные пилоты ставят их даже на маленькие самолеты вроде Цессна-172.

Случаи успешного спасения людей с помощью TAWS/TCAS вспомнить сложно, потому что в большинстве случаев о срабатывании системы знает только пилот самолета. В сводки происшествий такое не попадает.

А вот катастроф, когда ее неиспользование стоило многих жизней, к сожалению, предостаточно. Это и громкая катастрофа «Суперджета» в Индонезии три года назад, когда самолет, полный журналистов, во время демонстрационного полета врезался в гору, и недавний случай над Истрой. В первом случае система TAWS срабатывала шесть раз, и все шесть раз уверенный в своих действиях летчик ее отключал. Во втором ее просто не было.