Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

25 Jul. 2015

Уроки, которые я усвоил после 20 лет полетов

Я, конечно, не самый опытный пилот в мире, и мне не грозит смертельная болезнь, так что все эти размышления о жизни могут показаться немного странными. Но этим летом я перешагнул 20-летний рубеж активных полетов и задумался: что я знаю сейчас, о чем мне бы хотелось знать тогда, когда я только решил стать пилотом? Что из того, о чем мечтал, превзошло самые лучшие ожидания, а что оказалось совсем не так? Вот то, что я сказал бы самому себе, выпускнику 10 класса, стоящему на пороге самого важного шага в своей жизни – научиться летать на самолете.

Дорогой 15-летний Джон!

Итак, завтра у тебя первое занятие в летной школе. Поздравляю. Ты отлично проведешь время (да, инструктор правда разрешит тебе попробовать управлять самолетом!), но ты вряд ли поверишь мне, если скажу, что этот полет перевернет всю твою жизнь. Я знаю, что сейчас тебя гораздо больше заботит твоя университетская сборная по футболу, но в дальнейшей жизни ты будешь гораздо больше увлечен авиацией, нежели спортом.
Имей это ввиду и прими парочку советов – заметь, совершенно бесплатных – от человека, который знает, какой путь ждет тебя впереди.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации
Получить лицензию частного пилота окажется несколько сложнее, чем ты думаешь. Ты умный и трудолюбивый, и думаешь, что сможешь сдать PPL так же легко, как экзамен по истории. Вынужден тебя разочаровать. Чтобы стать пилотом тебе потребуется два года занятий, множество сорванных погодой уроков, море сомнений и даже несколько моментов, когда ты спросишь себя, а смогу ли я? Не переживай – ты сможешь.

Оно того стоит! После такой пламенной речи ты, вероятно, задашься вопросом, а зачем вообще начинать? Затем, что каждый грамм затраченных усилий окупится с лихвой. Поговорка «кто не рискует, тот не пьет шампанского» работает почти всегда, и авиация – не исключение. Став пилотом, ты совершенно по-другому будешь смотреть на жизнь и на людей, которые встретятся в ней. Это не просто хобби, полеты станут для тебя образом жизни. Вот один убедительный пример: на вечеринках в колледже ты будешь проводить гораздо меньше времени, чем на аэродроме.

Не спеши с первым самостоятельным вылетом и наслаждайся каждым моментом. Погода не расщедрится на такой подарок в день твоего 16-летия, но не грусти – Большой День случится очень скоро. Ты будешь чувствовать, что еще не готов стать пилотом, но так бывает со всеми. И когда другие описывают свои ощущения как нечто «захватывающее и невероятное» это, пожалуй, лучшее определение. Сделай шаг назад и постарайся посмотреть на себя со стороны, как будто ты на сцене. Когда приземлишься, не суетись, не торопись поскорее перейти на следующий этап – сейчас твой звездный час, и потом ты будешь очень сильно жалеть, что почти ничего не запомнил.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации

Пригласи эту симпатичную девочку, с которой только что познакомился, полетать на самолете. Она выглядит, словно ангелочек, потому что она и есть ангел. Твой ангел-хранитель. Спустя двадцать лет и двое детей ты окончательно поймешь, какой отличный из нее вышел второй пилот – и в небе, и на земле. Ваши самые лучшие семейные воспоминания будут связаны с полетами, в которые вы отправитесь вместе. Иметь партнера, который разделяет любовь к авиации – счастье для любого пилота. Тебе повезло его найти. 

Не бойся сказать «я не знаю». Тебе будет сложно. Особенно в самом начале пути, когда так хочется побыстрее научиться летать на самолете и стать «своим» среди «корифеев». Но еще так много всего, чего ты действительно не знаешь, а корифеи как раз многим могут поделиться. Достаточно лишь молча сидеть рядом и слушать.

Твой инструктор по приборным полетам окажется матерым медведем. Придется к нему «подлизаться». Иначе никак. Получить допуск к полетам по приборам будет даже сложнее, чем вообще стать пилотом. Отчасти потому, что это правда сложно, отчасти потому, что инструктор будет обращаться с тобой как с салагой. Да, я понимаю, что это не слишком-то приятно, но придется потерпеть. Правила полетов по приборам – смертельно серьезная штука, так что полученный опыт полностью оправдает себя. За два месяцы ты узнаешь больше, чем другие за два года. Короче, принимай вызов.

Рассматривай предполетное планирование как часть удовольствия, а не муторную рутину. В наши дни очень популярен совет покупать эмоции, а на вещи. Подготовка к приключению – это тоже часть приключения. Представь себе, что полет – это не только то время, что ты провел в левом кресле. Когда соберешься на авиашоу в Ошкош, думай не о том, как воткнешь там флажок, а наслаждайся процессом. Паковать  багаж, рассчитывать маршрут, запрашивать погоду – все это неотъемлемые составляющие жизни, в которой тебе выпало счастье научиться летать на самолете.

Когда решишь, что ты великий пилот, попробуй полетать на самолете с хвостовым колесом. Ты смог получить свидетельство частного пилота, честно заработал допуск к полетам по приборам, успешно подтвердил квалификацию. В этот момент ты решишь, что умеешь все. А потом сядешь в самолет с хвостовым колесом и вернешься с облаков на землю. Чему бы ты не учился, в авиации всегда будет оставаться то, чего ты не знаешь и не умеешь. Всегда!

Реальный расход топлива гораздо важнее, чем цифра, заявленная производителем. Ты можешь выучить графики расхода наизусть, но они тебе ничем не помогут, когда топлива реально не хватит. Один ночной полет из Рима (штат Джорджия) на Цессна 210 убедит тебя в этом навсегда. После экстренной посадки с орущими датчиками топлива ты больше никогда не допустишь такой ошибки. В любой момент времени в баках должно оставаться топливо еще на час полета – это абсолютный минимум, который должен соблюдаться всегда.

Разрешено законом – не значит безопасно. Ты и так это знаешь, но все равно придется убедиться на личном опыте. Высота 1000 футов, видимость 5 миль и легкий дождь – вроде бы, допустимые условия по правилам визуальных полетов с точки зрения закона. Но с точки зрения здравого смысла – не факт. Во время того жуткого полета через Кентукки ты собственными глазами увидишь четкую грань между «разрешено» и «безопасно». Остановись, прежде чем ее пересечь.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации
Первый полет по приборам потребует от тебя такой же отдачи, как весь предыдущий путь. Тот день, когда ты полетишь на Пилатусе в Нью-Йорк, лавируя между грозовых облаков, нарушая все мыслимые минимумы, с посадкой на скорости 25 узлов и боковом ветре, станет самым незабываемым испытанием в твоей жизни. Твой мозг будет работать на максимальной скорости, обгоняя сам самолет, а все, что происходит за пределами кабины, словно перестанет существовать. Это как на беговой дорожке, установленной на максимальную нагрузку, когда единственный способ не свалиться от боли – продолжать бежать. Ни одна таблетка не способна заставить твой мозг работать так, как реальный полет по приборам в сложных метеоусловиях.

Полеты сделают тебя лучшим отцом на свете. Звучит по-дурацки, я знаю, но это правда (кстати, у тебя две дочки). Научиться летать на самолете значит воспитать в себе исключительное терпение, умение импровизировать и способность оставаться спокойным в самой немыслимой ситуации. Все это крайне полезные навыки в деле воспитания детей, уж поверь.

Все притворяются! Хочешь спросить, когда ты сможешь стать «настоящим пилотом»? Никогда. В 15 лет тебе кажется, что существует таинственный переключатель, способный сделать из ребенка взрослого, а из нервной мамаши мудрого родителя. Но во всей жизни нет такого переключателя, что уж говорить про отдельно взятую авиацию. Не будет волшебного утра, когда ты вдруг проснешься с ответами на все вопросы. Вместо этого ты будешь постепенно накапливать опыт. Когда ты запишешь в книжку первую 1000 часов, ты ужаснешься от того, как много ты еще не знаешь. Не переживай – тот парень с 10 000 часов налета думает сейчас точно так же. Так что получай удовольствие, работай над собой и постарайся получше припрятать воспоминания о самых важных этапах твоего пути. Это безумная гонка, но поверь, взлетов будет намного больше, чем падений. И как говорила твоя бабушка, «не сбавляй скорость». Воздушную, разумеется.