Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

16 Jul. 2015

Большие перспективы Л-410: обучение пилотов и новые возможности для МВЛ

L-410, он же «Чебурашка», «Турболет» или просто «Элка» - самолет с удивительной судьбой. Вроде бы советский, но в то же время чешский. Вроде бы, заслуженный ветеран – выпускается серийно уже 45 лет, и в то же время принципиально новый. Буквально в начале июля вице-премьер Дмитрий Рогозин – сам, кстати, пилот самолета – представил Дмитрию Медведеву обновленную модификацию L-410 NG. А поскольку импортозамещение сегодня – главный тренд, можно предположить, что у впереди у «чебурашки» - большое будущее.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации

Назад в будущее

МВЛ – это местные воздушные линии. Те самые, что составляли когда-то основу всей гражданской авиации СССР, связывая между собой небольшие города и отдаленные населенные пункты.
Для пассажиров это было хорошо тем, что можно долететь, скажем, из Самары в Нижний, минуя Москву, а для пилотов – возможностью получить налет на маленьком самолете, чтобы пересесть в дальнейшим в серьезный авиалайнер. С минимальными оговорками это примерно аналогично тому пути, который набирает популярность в наше время: получить свидетельство частный пилот, увеличить налет согласно требованиям Росавиации и пройти до-обучение на коммерческого пилота.

Вот только имперские амбиции страны советов летали далеко и высоко, поэтому внутри СССР упор был сделан на производство именно больших серьезных самолетов. Всякую «мелюзгу» отдали на откуп странам-сателлитам. Легендарный Ан-2, например, делали по русским чертежам, но в Польше, а Л-410 – в Чехословакии. В итоге после распада союза Россия, по сути, осталась без собственных самолетов для местных линий. Обучение пилотов фактически тоже остановилось – старым-то работы не хватало, куда еще новых учить?

Своих не бросаем

В ставшей к тому времни европейской Чехии, стоит заметить, дела шли тоже не слишком-то хорошо. К началу 2000-х фирма LET, получившая по наследству всю документацию на Л-410, выпускала 1-2 самолета в год. Фактически производство было развалено. От завода остался один ангар, где хранились оставшиеся еще с советских времен комплектующие. Получив заказ, фирма собирала старых работников, они собирали из них единственный самолет и расходились по домам. 

Но в 2008 году 51% акций компании приобрела российская Уральская горно-металлургическая компания (ОАО «УГМК-Холдинг»). Вместе с инвестициями уральцы привели новых заказчиков: мелкие авиакомпании летные училища из России. В 2008 с конвейера сошли 4 «Турболета», в 2009 – 7, в 2010 – 8, в 2011 – 10. В прошлом году их было уже 16, а план на 2015 год составляет 18 новых самолетов. Наконец, в 2017 году завод – к слову, уже на 100% российский – обещает запустить производство кардинально обновленной версии L-410 NG (New Ge