Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

16 Jul. 2015

Большие перспективы Л-410: обучение пилотов и новые возможности для МВЛ

L-410, он же «Чебурашка», «Турболет» или просто «Элка» - самолет с удивительной судьбой. Вроде бы советский, но в то же время чешский. Вроде бы, заслуженный ветеран – выпускается серийно уже 45 лет, и в то же время принципиально новый. Буквально в начале июля вице-премьер Дмитрий Рогозин – сам, кстати, пилот самолета – представил Дмитрию Медведеву обновленную модификацию L-410 NG. А поскольку импортозамещение сегодня – главный тренд, можно предположить, что у впереди у «чебурашки» - большое будущее.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации

Назад в будущее

МВЛ – это местные воздушные линии. Те самые, что составляли когда-то основу всей гражданской авиации СССР, связывая между собой небольшие города и отдаленные населенные пункты.
Для пассажиров это было хорошо тем, что можно долететь, скажем, из Самары в Нижний, минуя Москву, а для пилотов – возможностью получить налет на маленьком самолете, чтобы пересесть в дальнейшим в серьезный авиалайнер. С минимальными оговорками это примерно аналогично тому пути, который набирает популярность в наше время: получить свидетельство частный пилот, увеличить налет согласно требованиям Росавиации и пройти до-обучение на коммерческого пилота.

Вот только имперские амбиции страны советов летали далеко и высоко, поэтому внутри СССР упор был сделан на производство именно больших серьезных самолетов. Всякую «мелюзгу» отдали на откуп странам-сателлитам. Легендарный Ан-2, например, делали по русским чертежам, но в Польше, а Л-410 – в Чехословакии. В итоге после распада союза Россия, по сути, осталась без собственных самолетов для местных линий. Обучение пилотов фактически тоже остановилось – старым-то работы не хватало, куда еще новых учить?

Своих не бросаем

В ставшей к тому времни европейской Чехии, стоит заметить, дела шли тоже не слишком-то хорошо. К началу 2000-х фирма LET, получившая по наследству всю документацию на Л-410, выпускала 1-2 самолета в год. Фактически производство было развалено. От завода остался один ангар, где хранились оставшиеся еще с советских времен комплектующие. Получив заказ, фирма собирала старых работников, они собирали из них единственный самолет и расходились по домам. 

Но в 2008 году 51% акций компании приобрела российская Уральская горно-металлургическая компания (ОАО «УГМК-Холдинг»). Вместе с инвестициями уральцы привели новых заказчиков: мелкие авиакомпании летные училища из России. В 2008 с конвейера сошли 4 «Турболета», в 2009 – 7, в 2010 – 8, в 2011 – 10. В прошлом году их было уже 16, а план на 2015 год составляет 18 новых самолетов. Наконец, в 2017 году завод – к слову, уже на 100% российский – обещает запустить производство кардинально обновленной версии L-410 NG (New Generation – дословно «новое поколение»). Той самой, которую показали на днях российскому премьеру.

И это не считая тех четырех сотен «элок», что летают в небе над планетой еще с советских времен.

пилот самолета, обучение на пилота гражданской авиации 

Там, где пехота не пройдет

Первым заказчиком возрожденного Л-410 стала Камчатка. Сейчас там работают 3 новых самолета и столько же «старых» - советской версии. Кроме того, «элки» регулярно возят пассажиров в региональных авиакомпаниях Красноярска, Оренбурга, Коми, Читы и Бурятии. Логика проста: построить (или восстановить) небольшой аэродром с грунтовой полосой, подходящей для крайне нетребовательной в эксплуатации «элки», намного дешевле, чем тянуть сотни километров железных дорог по лесам, горам и болотам.

Еще 5 таких машин было поставлено в  летные училища Росавиации в Красном куте и Сасово, где с их помощью происходит обучение пилотов. «Неприхотливый и живучий», как называют свой самолет на самом заводе, подходит для такой эксплуатации почти идеально.

Мало того, начиная с 2011 года около десяти «элок» стоит на вооружении Минобороны.

Новое поколение Л-410

Презентация Л-410NG Медведеву обернулась курьезом. Сначала информагентство «ТАСС», а потом и несколько СМИ с подачи неназванного «эксперта» преподнесли новость следующим образом: «премьер-министру показали российский аналог Боинг-737». Цитата мгновенно разлетелась по авиафорумам и соцсетям. Через несколько часов журналисты признали ошибку и переписали текст, но если без шуток, они были не так уж не правы. Конечно, сравнивать 150- местный Боинг с 19-местной «Элкой» глупо, но по авионике они действительно cхожи.

Комплекс пилотажно-навигационного оборудования на базе Garmin 3000, цифровая кабина Glass Cockpit (за рубежом давно ставшая стандартом первоначальной летной подготовки, начиная с самой первой ступени пилот самолета, не говоря уж о более высокой квалификации), возможность установки автопилота и системы предупреждения столкновения в воздухе (TCAS) делают «элку» нового поколения отличной учебной партой.

Скорее всего, именно об этом и шла речь в пассаже – начинающий пилот, который освоил управление Л-410, набрался необходимого опыта на рейсах местных авиалиний, в дальнейшем с легкостью пересядет на «большой» самолет. Тем более, это самый логичный вариант развития карьеры пилота, широко распространенный во всем цивилизованном мире.