Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

01 Jul. 2015

Святая святых: кабина самолета. Все, что вы не знали или боялись спросить

Говорят, на заре авиации можно было запросто зайти к пилотам и попросить прикурить. То есть на борту не просто разрешалось курить, но и кабина самолета вообще никак не закрывалась (трудно даже сказать, что по современным меркам страшнее). Не прошло и ста лет, как мировой лидер в производстве авионики Honeywell Aerospace придумал кабину, которая умеет выполнять голосовые команды пилота, но перед этим сканирует его сетчатку глаза, чтобы исключить попадание за штурвал посторонних. Новинка предназначена для дорогих бизнес-джетов и пока только тестируется, но при наших скоростях рано или поздно она станет обыденностью и для «рядовой» гражданской авиации. Пока же истина, как обычно, где-то посередине.
 кабина самолета, летная школа
Кабина обычного пассажирского авиалайнера на первый взгляд завораживает обилием кнопочек, тумблеров, дисплеев и прочей начинки, с другой – давно не секрет, что научиться управлять современным самолетом почти так же просто, как автомобилем. Любая летная школа в Москве всего за пару месяцев сделает вас настоящим пилотом. Если уж на то пошло, попасть в кабину самолета с целью «просто посмотреть» намного сложнее.

Собственно, существует всего два способа сделать это:
- самому стать пилотом гражданской авиации
- родиться родственником или близким другом пилота, при условии, что сам он настолько дорожит вашими отношениями, что готов рискнуть карьерой, пустив за штурвал постороннего в нарушение инструкций.

Есть, правда, еще один, совершенно легальный способ попасть в кабину самолета, но о нем чуть ниже. А пока давайте посмотрим, что же интересного в этой самой кабине есть. А то, согласитесь, обидно будет – попасть в святая святых, потерять голову от обилия кнопочек и рычажков, и не понять, как же в итоге все это работает и летает.

кабина самолета, летная школа

Кабина самолета. Штурвал

В кабине самолета Цессна 172 вы его заметите сразу, потому что он выглядит как классический штурвал типа «рога». Точно такой же установлен на Боингах. А вот в кабине Эйрбаса по незнанию можно растеряться. Роль штурвала здесь выполняет так называемая «ручка управления самолетом (РУС)», она же сайдстик. Внешне очень похож на компьютерный джойстик. У второго пилота он установлен справа от кресла, а у командира воздушного судна – слева. Это, пожалуй, самый главный аргумент «против» среди приверженцев Боингов: управлять большим самолетом одной рукой, да еще левой, не так-то просто. Впрочем, выяснять, что лучше – Боинг или Эйрбас, это все равно что спорить, что вкуснее – Кока-кола или Пепси-кола. Достаточно сказать, что ни одного авиапроисшествия именно по причине пилотирования одной левой еще не случалось. Кабина новейшего российского самолета Сухой Суперджет, к слову, тоже оборудована сайдстиками.
 
кабина самолета, летная школа

РУД (ручка управления двигателем)

Это, пожалуй, самый заметный «рычажок» во всей кабине. Расположен, как правило, между креслом капитана и второго пилота. Если самолет многодвигательный – то и рычагов несколько. С помощью РУДов пилот управляет работой двигателей: уменьшает или увеличивает поступление топлива, тем самым уменьшая или добавляя тягу. Если очень упростить, то РУД – это аналог педали газа в автомобиле.

кабина самолета, летная школа

Стоп-кран

Помните глупую детскую шуточку: «почему в поезде стоп-кран красного цвета, а в самолете голубого?» Предполагалось, что в ответ на рассуждения, что самолет летит в небе, а оно тоже голубое, нужно рассмеяться и заявить, что стоп-крана в самолете нет вообще. Действительно, как это: дернуть ручку на высоте 10 тысяч метров, вспомнив, что забыл дома утюг? Так вот, когда в следующий раз с вами кто-нибудь так «пошутит» огорошьте шутника заявлением, что стоп-кран в самолете на самом деле существует! Разумеется, находится он в кабине экипажа, пассажиры к нему доступа не имеют, да и называть его «стоп-краном» не совсем корректно. Его задача – не затормозить самолет (для этого есть другие способы), а перекрыть подачу топлива в двигатели, например, при пожаре или другой экстренной ситуации. Если дернуть такой стоп-кран в воздухе, ничего страшного не произойдет – конструкция самолета предполагает, что даже со всеми неработающими двигателями он еще какое-то время будет планировать. И, кстати, окрашены эти рычаги обычно тоже в красный цвет.

А теперь обещанный секрет. Совершенно легальный и одновременно самый простой способ полетать в кабине самолета – купить сертификат на ознакомительный полет в Москве. Подобные «аттракционы» организует практически каждая летная школа. Мало того, вы сможете не просто увидеть мир глазами второго пилота, но и попробовать управлять самолетом. Главное правильно подойти к выбору воздушного судна.

Многие аэроклубы в Москве и Подмосковье до сих пор предлагают полеты на советских самолетах. Разумеется, авионика у них соответствующая: панель состоит из так называемых «будильников» - старинных приборов со стрелками. Если ваша цель – совершить путешествие в прошлое, смело выбирайте такой вариант. Но если хочется испытать эмоции, сравнимые с полетом в кабине гражданского авиалайнера, лучше выбрать нечто более современное. Все новые зарубежные самолеты сегодня оборудованы так называемой «стеклянной кабиной» или Glass cockpit. Это комплекс жидкокристаллических дисплеев, куда выводится вся необходимая полетная информация – точно так же устроена кабина самолета «большого».

Оптимальный вариант – самолет Цессна 172S Glass Cockpit. Это самый массовый самолет в истории гражданской авиации. Кроме того, еще в 2010 году Национальное бюро по безопасности на транспорте США (NTSB) обнародовало результаты исследования с участием 8000 легкомоторных самолетов. В документе прямо указано, что самолеты со стеклянной кабиной имеют меньший уровень аварийности. А безопасность в авиации куда важнее любых эмоций.