Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

23 Jun. 2015

Миссия «пилот самолета». Два способа выполнить квест

19 июня в российских учебных заведениях гражданской авиации начинается прием документов. Каждый год в правилах набора студентов происходят новые изменения и, к сожалению, в большинстве случае – в сторону ужесточения. Как поступить учиться на пилота в 2015 году, что необходимо знать и уметь, чтобы в итоге получить заветную запись «пилот гражданской авиации» в трудовой книжке – будем разбираться вместе.

пилот самолета, пилот гражданской авиации

Если речь заходит о выборе профессии, первым делом на ум приходит мысль о соответствующих образовательных учреждениях. Вузы и училища, в которых можно получить профессию пилот самолета, в России, конечно, есть, но не так много. Академия гражданской авиации в Санкт-Петербурге (СПГУ ГА) и Ульяновское высшее авиационное училище (УВАУ ГА) с филиалами. К желающим поступить учиться на летчика в этом году оба они предъявляют примерно одинаковые требования:

- Результаты ЕГЭ. На специальность «эксплуатация воздушных судов» нужны физика и профильная математика (напомним, с этого года математику разделили на две части: базовый уровень для всех и продвинутый для поступающих в технические вузы). Плюс русский, который обязателен вообще везде. Минимальный проходной балл для зачисления – не ниже 45 баллов по всем трем дисциплинам. Хотя на практике, конечно, желательно иметь больше. По итогам прошлого года, например, средний балл на бюджет в УВАУ ГА равнялся 218,1 балла.
Не сдавать ЕГЭ имеют право только жители Крыма и иностранцы. Для них с 8 июля начнутся стандартные экзамены.

- Заключение ВЛЭК. Первичное медицинское освидетельствование летчиков – самое строгое. Стопроцентное зрение, стопроцентный слух, никаких искривлений позвоночника и плоскостопия, даже в минимальной степени. Разумеется, никаких хронических заболеваний. Препятствием может стать даже искривление носовой перегородки – чтобы его исключить, обязательно делают рентгеновский снимок. Словом, пилот гражданской авиации в нашей стране должен быть здоровее, чем космонавт. Впоследствии, когда ВЛЭК будет проходить уже действующий летчик, возможны некоторые послабления, но на первичном осмотре показатели должны быть идеальными.

- Приписное свидетельство или военный билет с пометкой «годен к военной службе без ограничений». Если когда-то раньше по любым причинам вы пытались «косить» от военкомата, восстановить «репутацию уже не получится.

- Профотбор. По сути это большой набор психологических тестов на логику, внимание, скорость реакции и прочие важные качества, которыми должен обладать пилот самолета. Плюс собеседование, где спросить могут все, что угодно – от истории авиации до последней прочитанной книги на эту тему.

- Зачет по физкультуре. Нормативы различаются в зависимости от возраста будущего пилота. Например, 18-летнему юноше нужно пробежать 100 м за 15,1 сек, кросс 3 км за 14 мин. и подтянуться не менее 9 раз. После 30 лет: пробежать 3 км за 15 мин., подтянуться 4 раза и прыгнуть с места на 2,2 метра.  

- Кстати про возраст. Раньше на первоначальную летную подготовку брали строго до 23 лет. Сейчас такого ограничения нет, и это, пожалуй, единственная хорошая новость. Поступать учиться на пилота гражданской авиации можно хоть до 50 (по крайней мере, именно до этого возраста расписаны нормативы по физкультуре), но при условии, что допустит все тот же ВЛЭК. Однако, если у человека уже есть одно высшее образование, поступить на бюджет он больше права на имеет. Второй высшее образовании в России по закону платное. Расценки на обучение есть в свободном доступе. И в Петербурге, и в Ульяновске это примерно 130 тыс. руб. в год. Это за теорию. Налет и тренажерная подготовка оплачиваются отдельно, даже при обучении на бюджете. Цены на полетное время – рыночные.

- Конкурс. Пожалуй, самый страшный сон каждого, кто пойдет этим путем. В иные годы он доходил до 20 человек на место. По информации с официального сайта УВАУ ГА на 2015/16 учебный год планируется набрать 206 первокурсников. Из них только 84 – на общебюджетные места. Мало того, даже готовности платить за обучение не означает автоматического зачисления в летное училище. В этом году, к примеру, количество договорных мест – всего 25.

Согласно тому же источнику, в прошлом году конкурс среди поступающих составил 5-6 человек на место. Но надо понимать, что большая часть абитуриентов отсеивается на этапе медицины и физподготовки (соответственно, итоговая статистика их не учитывает), а на самом деле желающих в разы больше.

Мы пойдем другим путем пилота самолета

Для тех, кто не проходит по данным требованиям, либо не успел договориться ни с одной авиакомпанией, чтобы попасть в так называемый целевой набор (сделать это нужно было чуть ли не в январе), существует второй вариант – обучение на пилота в частной летной школе. Хороший пример – авиационный учебный центр «Аэроград Коломна».

На первый взгляд этот путь может показаться дороже, но, во-первых, на момент выпуска пилот самолета будет гарантированно иметь требуемые по нормативу 200 часов налета (не секрет, что в училищах с этим большие проблемы и выпускникам все равно потом приходится «долётывать» недостающие часы в аэроклубах), во-вторых, обучение с нуля до коммерческого пилота при должном старании займет вдвое меньше времени. А значит в два раза быстрее можно начать работать.

Наконец, летная школа – это легальная возможность обойти жесткие нормативы ВЛЭК. Требования к претендентам на лицензию частный пилот не такие строгие, как для курсантов училищ. Справку из военкомата, понятно, тоже никто не спросит, поэтому можно спокойно оставаться «негодным» к армейской службе и одновременно учиться летать на самолете в Москве. Последнее, к слову, тоже весьма немаловажно, потому как училища предполагают почти казарменный режим и совмещать такую учебу с работой невозможно. А дальше получается вот что: закончив обучение по программе частный пилот, вы, уже будучи в статусе действующего летчика, проходите ВЛЭК на общих основаниях и продолжаете учиться на коммерческого пилота. Если к моменту выпуска с налетом и английским языком все в порядке – можете рассылать резюме в авиакомпании.