Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

10 Jun. 2015

ПИЛОТ В РОССИИ – БОЛЬШЕ ЧЕМ ПИЛОТ

Денежный мешок на личном джете или махровый партизан, летающий как заблагорассудится в обход любых норм и правил. Фанатичный энтузиаст, который собирает аэроплан из фанеры в собственном гараже, или мальчик-мажор, чьи родители не знают, чем еще побаловать чадо, а он довел до сердечного приступа всех окрестных огородников, лихача на сверхмалых высотах. Спасибо СМИ, в России сложился весьма своеобразный образ пилота гражданской авиации.

Нет, мы не собираемся опровергать стереотип. В рамках одной публикации победить информационных монстров вряд ли невозможно. Просто мы видим ситуацию изнутри и точно знаем, что малая авиация в России – это гораздо больше, чем столь любимые журналистами скандалы и катастрофы. Это, прежде всего, люди. Люди разного пола, возраста, социального статуса и уровня доходов, которые однажды поняли – для осуществления мечты нужно не много денег, а много желания.

Потому что пилот гражданской авиации – это…

  • Новые горизонты и возможности, о которых раньше не то что не мечтал, а даже представить себе не мог.
пилот гражданской авиации
Ну, разве могли себе представить два столичных рекламщика, что в 2013 году совершат перелет, достойный встать в один ряд с легендарными перелетами Чкалова и Байдукова 30-х годов прошлого века? Проект под названием «Россия 360» длился 56 дней. За это время его участники обогнули Россию по периметру, преодолели 28 тыс. километров и отметились в местах, которые раньше считались недоступными для авиации общего назначения – в самой западной точке РФ в Псковской области и на мысе Челюскин. Но самое уникальное в этой экспедиции все же – сами пилоты. Командир экипажа Игорь Гуржуенко получил квалификацию частный пилот всего за три года до начала перелета, а его напарник Виктор Сидельников и вовсе ее не имел, а только начал обучение в Москве на пилота.

  • Это те, кто возвращают России, пусть по крупицам, былую славу авиационной державы.
летная школа
Да-да, и ничего смешного. Отечественный авиапром, к сожалению, давно не может похвастаться ничем выдающимся, а вот имена российских частных пилотов в списке мировых рекордов мелькают все чаще. Крайний пример – достижение, зафиксированное буквально на днях, 6 июня. Ровно в 18.50 по Москве с вертолетной площадки в Истре в небо поднялись 25 вертолетов под управлением не профессионалов, а именно частных пилотов. Собранная в небе геометрическая фигура (ромб) продержалась более одной минуты. Предыдущий аналогичный рекорд принадлежал итальянцам и был зафиксирован 10 лет назад, но формация состояла только из 16 вертолетов.

  • Частный пилот – это очень часто будущий капитан авиалайнера.
летная школа
По статистике авиационного учебного центра «Аэроград Коломна» примерно половина студентов приходят в летную школу с прицелом в дальнейшем получить свидетельство коммерческого пилота и устроиться на работу в авиакомпанию. Современное воздушное законодательство РФ это позволяет. Мало того, такой путь летной карьеры намного быстрее, нежели традиционный. Примеров его реализации предостаточно. Пожалуй, самый известный – это московский юрист Дмитрий Фокин, чей пост в «Живом журнале» в прошлом году облетел весь рунет. Начинался он со слов «август 2011 года – в голове родилась мысль, идея, МЕЧТА!» и заканчивался фразой «15 января 2014 года в 10.53 утра по Москве, я поднял в воздух реактивный пассажирский самолет Сухой Суперджет». Путь от начала занятий по программе PPL (американский аналог свидетельства частного пилота) до кресла второго пилота занял 2 года 3 месяца. На момент начала обучения Дмитрию было 32 года – возраст, когда в училища гражданской авиации уже не берут.

  • Это «Первый полет» - первая и единственная в мире пилотажная группа, выступающая на поршневых самолетах.

До их появления было принято считать, что высший пилотаж – исключительно удел асов на боевых истребителях, а подобные «тихоходы» вообще не предназначены для показательных выступлений. Но в 2007 году двое друзей купили два самолета Як-52. Два пилота и два самолета – вполне весомый повод, чтобы однажды попробовать полетать вместе, не так ли? Спустя два года их было уже 5 человек, в том числе одна девушка – Ирина Маркова. Официальной датой рождения группы считается 2009 год. С тех пор ребята проводят по три сотни авиашоу в год на различных мероприятиях в России и за рубежом. То, что казалось недостатком маленьких самолетов, на деле оказалось большим достоинством: из-за небольших скоростей и амплитуды разворотов все элементы программы умещаются в квадрат 1,5х1,5 км, так что зрители могут разглядеть их до мельчайших деталей.

  • Наконец, пилот гражданской авиаци - это Андрей Иванов, президент российской ассоциации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА-Россия).

Как он говорит, АОПА – это практически как профсоюз в США, только в отличие от Америки, здесь помогают не только зарегистрированным членам, а всем, кто так или иначе причастен к небу. Сам Иванов не понаслышке знает, каково это, в столице иметь статус пилот самолета – Москва запрещает любые полеты в радиусе МКАД. В это, казалось бы, непреодолимое препятствие год назад уперлась его главная «Голубая мечта». Так называется самолет Ил-14, который Андрей с единомышленниками несколько лет восстанавливали на Тушинском аэродроме. Средства собирали всем миром. К тому моменту, когда самолет уже мог взлететь, столичное небо было давно и плотно закрыто. О том, как ценой фантастических усилий легендарный Ил-14 все же перелетел своим ходом на аэродром в Подмосковье, можно было бы книгу написать. Главная мысль в ней будет всего одна: искренняя мечта летать всегда найдет способ прорваться в небо.  

Этот обзор был бы неполным без обращения к букве закона. Согласно действующим нормам права, лицензия пилота дает его обладателю право на любые полеты на воздушном судне соответствующего типа, не связанные с ведением коммерческой деятельности. В переводе на человеческий это означает, что деньги зарабатывать нельзя, но все остальное можно.

Проще говоря, пройдя обучение по программе пилот самолета в Москве, вы точно также сможете летать по маршрутам, осваивать высший пилотаж, брать самолет в аренду, отправляться в авиапутешествия и брать с собой друзей и знакомых. Небо большое и места в нем хватит всем.