Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

06 Jun. 2015

Интерактивные программы обучения на пилота. Опасная фантазия или реальный способ сэкономить деньги и время

На первый взгляд от одной формулировки «заочное обучение на пилота» становится страшно. Это как если бы хирург учился делать операции на манекенах. С другой стороны, приложение для управления самолетом сегодня можно закачать в айпад, а Honeywell Aerospace (разработчик авионики для элитных бизнес-джетов) еще два года назад показала миру рабочий образец кабины с голосовым управлением пилотом. На этом фоне необходимость зубрить аэронавигацию с логарифмической линейкой и по формулам рассчитывать скорость ветра выглядит, мягко говоря, анахронизмом. В конце концов, и хирургам не сразу дают живых людей резать, а годами муштруют в анатомичке. Так, может, если очень захотеть, и на летчика можно учиться дистанционно? Как ни странно, однозначного ответа на это вопрос нет. Будем разбираться по пунктам.

частный пилот, обучение пилотов
Как известно, в России существует два способа стать пилотом гражданской авиации – летное училище (или вуз) и частная летная школа пилотов. Так вот, первый путь заочного обучения не предусматривает вообще, от слова совсем. Исключения, правда, есть, но касаются они только тех, у кого уже есть налет и действующее свидетельство пилота – для них по мере набора групп могут быть организованы специальные курсы до- и переобучения. Обучение пилотов с нуля в данном случае – это только дневная форма, от 3 до 5 лет. Дисциплина при этом почти военная. Соответственно, идти в летное училище имеет смысл только при условии, что возраст, физическая форма, ВЛЭК и результаты ЕГЭ позволяют поступить на бюджет. Резон прост: если сэкономить время все равно не получится, так хотя бы сэкономить деньги, которые потом все равно понадобятся на увеличение налета.

Совсем иное дело – аэроклубы и авиационные учебные центры. Программа подготовки пилотов в них тоже строго регламентирована законом, но вот скорость ее освоения зависит исключительно от способностей студента. Это значит, что чем больше внимания вы уделили самоподготовке, тем лучше сможете сконцентрироваться на дисциплинах, требующих участия преподавателя и собственно летной практике. При определенном упорстве получить свидетельство частного пилота можно всего за несколько месяцев, а сэкономленное время – это те же деньги.

Нам поможет заграница
Как полагается в подобных случаях, сначала важная оговорка: ни один интерактивный курс подготовки пилотов не заменяет обучение пилотов «вживую». Их задача – познакомить с базовыми понятиями, дать общее представление об обучении.

На русском языке, к слову, таких курсов нет в силу того, что частная авиации в нашей стране только-только начинает «вставать на крыло». Европа и Америка в этом плане давно и надолго ушли вперед. Соответственно, и выбирать придется среди европейских или американских школ. В принципе, это даже хорошо, потому что работа пилотом гражданской авиации подразумевает отличное владение английским, так что заодно есть возможность подтянуть язык. Однозначных рекомендаций тут нет и не может быть. Традиционно основными считаются Oxford Aviation Training (по системе JAA PPL) и Jeppesen Private Pilot Training (американский вариант).

По сути интерактивная программа представляет собой видеокурс, разбитый на несколько разделов:
- теория полета
- аэродинамика
- аэронавигация
- метеорология
- воздушное законодательство

Крайний пункт, понятно, к России никакого отношения не имеет, но ветер всегда дует из области высокого давления в область низкого, а закон Бернулли справедлив в любой точке мира. Так что для понимания, почему самолет железный, а не падает, информации вполне достаточно.

Подходы к обучению в разных странах отличаются, но не сильно. Принято считать, что в США любят все упрощать до уровня домохозяйки, поэтому американские курсы изобилуют наглядными примерами, картинками и графиками, а европейские чуть суше. Главное тут понимать, что любой подобный курс является интеллектуальной собственностью школы и единственный способ получить его легально – купить за деньги. Впрочем, в России отношение к авторскому праву весьма своеобразное, так что думайте сами и Гугл в помощь.

Что почитать на великом и могучем
В силу вышеназванных причин материалы из области обучение пилотов на русском языке представлены в количестве чуть большем, нежели ноль. А именно – один. Это книга Эдуарда Калинина «Практическое руководство для частных пилотов». Правда, рассчитана она, скорее, на тех, кто уже получил свидетельство пилота-любителя, поскольку описывает процедуры по подготовке и выполнению полетов по уведомительному порядку, применительно к реалиям нашего законодательства и наличия зоны G.

До начала обучения можно почитать разве что учебники, изданные для летных училищ еще в прошлом веке. Правда, они изобилуют таким количеством сложных формул и алгоритмов, что способны напрочь отбить желание летать. Классикой жанра среди советских книг является разве что «Самолетовождение» М.А. Черного, В.И. Кораблина.

В 2011 году на русском вышла красивая, добротно изданная книга «Энциклопедия пилота», почему-то под логотипом «Осоавиахим». Много картинок, наглядных примеров, изложенных доступным языком принципов метеорологии и аэродинамики. Особенно ценно, что написана книга на примере пилотирования самолета Cessna. И все бы хорошо, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что русское издание является буквальным переводом The Pilot's Handbook of Aeronautical Knowledge издательства FAA (Федеральное управление гражданской авиации США). Родную версию без неизбежных ошибок перевода и совершенно бесплатно можно скачать на официальном сайте FAA, либо в виде приложения Pilot Handbook для iPad.

Вот, собственно, и все. Впрочем, для самостоятельного изучения перед зачислением на курс этого достаточно. К тому же это совершенно необязательное требование, поскольку любая уважающая себя летная школа, по крайней мере в Московском регионе, обеспечивает студентов полным комплектом учебных материалов. А дополнительное обучение – это, скорее, вопрос безопасности и самодисциплины, которая в авиации важна, как нигде. Главное понимать, что даже самый крутой интерактив не заменит реального полета.