Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

02 May. 2015

Полет в невесомость на земле

На самом деле, конечно, не совсем на земле, но в пределах земной атмосферы точно. Такое действительно возможно: совершить пробный полет настоящую «космическую» невесомость, используя обыкновенный земной самолет.

Ученые называют такой прием заумным «парабола Кеплера». На языке летчиков все гораздо проще – горка. Фигура высшего пилотажа, при выполнении которой самолет быстро набирает высоту, а затем почти отвесно пикирует вниз. В момент смены траектории на борту возникает кратковременная невесомость. Этот факт активно используют для подготовки космонавтов – учат передвигаться, надевать скафандр, выполнять простейшие операции в условиях нулевой гравитации.  Впрочем, о таких тренировках снят не один сюжет и написана не одна статья, рассказывающая о героизме будущих покорителей космоса. А вот о том, что происходит во время полета по кривой Кеплера с летчиками – ни слова. Между тем, физика вещь упрямая – в состояние невесомости попадают все, кто есть на борту, в том числе пилоты. Только они, в отличие от космонавтов, не тренируются, а управляют самолетом «по-настоящему» - без права на ошибку. Выглядит это следующим образом.
 частный пилот, обучение на частного пилота
На высоте 6 тысяч метров самолет разгоняется до максимальной скорости, а затем переходит в резкий набор высоты. Перегрузки в этот момент достигают 2g – по космическим меркам немного, но всех, кто на борту буквально «вдавливает» в пол. Брошенный предмет падает в два раза быстрее, а чтобы встать придется поднять удвоенный вес собственного тела. Поэтому во избежание неприятностей все, кто находятся на борту, во время набора высоты лежат на специально уложенных матах. Сидят только пилоты, потому как им приходится управлять самолетом самостоятельно – вручную. Автопилот таких полетов не понимает, начинает истошно вопить, вот его и отключают. При этом нагрузка на штурвале составляет около 70 кг. Это то же самое, что несколько раз поднять штангу такого же веса. Только поднять не рывком, а плавно и с ювелирной точностью, постоянно контролируя крен и боковые смещения – иначе всех, кто в салоне, «размажет» по стенкам.

По достижении угла тангажа 45 градусов на высоте 9000 метров пилот коротким движением штурвала отправляет самолет в пикирование под таким же углом. Но благодаря набранной ранее скорости, он не падает, а продолжает какое-то время лететь как свободно брошенное тело по параболической траектории. В это время и возникает невесомость. Приборов для ее точной индикации пока не придумали, поэтому у пилотов на приборке закреплены две мензурки с глицерином – при нулевой силе тяжести воздушный пузырь в них «всплывает» в центр.

стать пилотом гражданской авиации
Длится невесомость не более 30 секунд. После этого самолет пикирует до высоты 6 тысяч метров. В момент его вывода в горизонт вновь возникает перегрузка 2g. От трех до пяти минут на разворот – и новая горка. Обычная тренировка длится 1,5-2 часа, за это время пилоты успевают сделать 10-15 горок. Из-за огромных физических нагрузок командир и второй пилот, как правило, выполняют их по очереди.

Практиковать полеты с имитацией невесомости начали в 1960 году. Использовали учебно-тренировочные МиГ-15. Пилот делал горку, а сидящий позади него космонавт пытался выполнить банальные действия – сделать запись в блокноте, попить воды. Но тесная кабина истребителя не позволяла отработать движения тела и разместить аппаратуру для фиксации биометрических параметров космонавта. Поэтому уже с 1961 года начали летать на Ту-104. Проблема с местом была решена, но остался вопрос времени: из-за технических характеристик «Ту-шки» невесомость длилась всего 12-15 секунд. В 1980 году летать на невесомость стали на Ил-76, благодаря чему фазу нулевой гравитации удалось продлить до 30 секунд. Правда, стандартную машину пришлось серьезно усовершенствовать: как известно, в невесомости все жидкости перестают течь, а полминуты – это уже довольно серьезный срок для двигателя, куда не поступает топливо. Для решения это проблемы самолет оборудован дополнительными топливным и масляным гидроаккумуляторами. Их заряда должно хватать на три горки, но на всякий случай интервал 3-5 минут выдерживают после каждой параболы – заодно и летчики с «пассажирами» успевают передохнуть.
 школа пилотов
Сейчас на службе в летном отряде Роскосмоса три самолета-лаборатории Ил-76 особой модификации «МДК». Основное место тренировок – Чкаловский аэродром, Московская область. Летают в зоне Плещеева озера – говорят, его очень удобно использовать в качестве ориентира. Воздушное пространство в зоне полета тщательно «расчищается», а то в народе до сих пор жива байка, как командир пролетающего мимо коммерческого рейса доложил диспетчеру о «падающем» самолете. На самом деле такого не может быть, так как на время полетов Роскосмоса даже летящие на эшелоне 10 тысяч метров самолеты уводят в сторону по принципу «мало ли что».

Мало кто знает, но чтобы слетать в невесомость, совершенно необязательно быть зачисленным в отряд космонавтов. Двадцать первый век тем и прекрасен, что финансовые возможности раздвигают любые границы. «Коммерческие» полеты организуются примерно раз в 2-3 месяца  - по мере набора группы. Ознакомительный полет на самолете в невесомость для одного человека стоит 180 тыс. рублей. В группе максимум 14 человек, но можно арендовать и самолет целиком всего за 1,5 миллиона.
 школа пилотов
Помимо самого полета в цену входит тщательный медосмотр в Центре подготовки космонавтов и инструктаж по пользованию парашютом. В силу вышеозвученного принципа «мало ли что» их в обязательном порядке надевают на всех полу-космических туристов и снимают на высоте 6 тысяч, когда самолет начинает делать горки.

Всего в стоимость входит 10 горок (то есть почти 5 минут чистой невесомости), но решающее слово остается за медиками, которые обязательно присутствуют на борту. Дело в том, что очень часто организм неподготовленного человека реагирует на такие прегрузки, в прямом смысле слова выворачиваясь наизнанку, поэтому коммерческие полеты нередко прерывают до выполнения всей обязательной программы.

Так что если соберетесь, есть смысл испытать себя чем-то мене экстремальным. Полетать, например, на маленьком спортивном самолете. По крайней мере, это в разы ¬дешевле, проходить медкомиссию не надо, прыгать с парашютом тоже, зато с самого начала можно рассчитывать на место в кабине пилотов.