Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

30 Apr. 2015

В Санкт-Петербурге не осталось ни одной летной школы

На весь пятимиллионный Санкт-Петербруг и почти двухмилионную Ленобласть не осталось ни одного действующего АУЦ. Как сообщает питерское издание Фонтанка.ру, к этому привели масштабные проверки прокуратуры и Росавиации последовавшие после серии катастроф. Правда, учиться на пилота по-прежнему можно, пишет газета. Но – нелегально. Единственный вариант стать летчиком гражданской авиации официально – пройти обучение на летчика в Москве или где-либо еще.

Тотальные проверки авиационных учебных центров начались по всей стране после катастрофы Боинга-737 авиакомпании «Татарстан» в ноябре 2013 года.

школа пилотов, частный пилот
Пожалуй, самым резонансным итогом проверок стало уголовное дело, главным фигурантом которого является питерская летная школа «Крылья Невы». Буквально в марте этого годы были аннулированы пилотские свидетельства 22 ее выпускников, которые, по мнению следствия, реальное обучение и переобучение пилотов не проходили. Свидетельство частного и даже коммерческого пилота здесь можно было купить всего за 50-170 тыс. рублей.

А вскоре после этого последовало еще два громких закрытия: возможности осуществлять обучение летчиков лишились коммерческий ЗАО «Авиакомпания «Интертрансавиа» и государственный ФГУП «Санкт-Петербургский учебно-тренировочный центр». По данным издания, вместе они готовили по программе пилот малой авиации около 50 человек в год.
 «Все АУЦы у нас закрылись», – констатирует руководитель Санкт-Петербургского регионального отделения общественной организации пилотов и владельцев воздушных судов АОПА-Россия Олег Федоров.

Сам он считает, что требования властей, выдвигаемые в адрес авиационных учебных центров, слишком суровые. «Например, в центре есть все необходимое: инструкторы, сами воздушные суда, а власти требуют установить авиатренажеры». По мнению Федорова, небольшие летные школы России денег на тренажеры сегодня не имеют (напомним, что по существующим правилам программа обучения пилотов обязательно включает налет на тренажере). 

школа пилотов
Еще один собеседник, как пишет издание «из сферы подготовки пилотов, попросивший не указывать его фамилию», считает, что Росавиация стала предъявлять отечественным авиационным учебным центрам европейские требования. Все это и привело к тому, что научиться летать на самолете в северной столице теперь негде.

Конечно, речь не идет о выпускниках школ, которые имеют право сдать ЕГЭ и попытаться поступить в СПбГУ ГА или летное училище гражданской авиации. Но бюджетных мест в них крайне мало, а требования к абитуриентам предъявляются жесточайшие, поэтому кто-то неизбежно останется за бортом.

А как быть, если после школы не очень-то и хотелось, а лет этак в 25 или позже вдруг пришло осознанное желание сменить офис на кабину авиалайнера и стать пилотом? В российском законодательстве на этот случай предусмотрен совершенно легальный путь: пройти обучение на частного пилота (PPL) в любом действующем АУЦ, увеличить налет до 200 часов и закончить обучение на коммерческого пилота в летном училище, но в составе специально сформированной группы. Во-первых, такое обучение короче, во-вторых не требует от курсанта на три года переходить на казарменное положение, бросая работу и семью.

Есть, правда, и другой способ. Но он вне закона. Совершив певый в жизни ознакомительный полет, человек понимает, что хотел бы летать на самолете самостоятельно, и «договаривается» с инструктором о дальнейших полетах. Цена так называемого «обучения» в данном случае, разумеется, намного ниже, но и претендовать на сдачу экзамена в Росавиации для получения пилотского удостоверения такой курсант никогда не сможет. Просто одним «партизаном» в небе станет больше. Стоит ли говорить, к чему это может привести?

По мнению «Фонтанки», лишенные возможности учиться дома, питерские любители неба вряд ли откажутся от мечты. Скорее всего, они пойдут в «партизаны», которых в Питере и без того много. А значит борьба следственных органов за чистоту рядов, вылившаяся в закрытие всех АУЦев, приведет к тому, что неграмотных пилотов станет даже больше.