Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

25 Apr. 2015

ПОЧЕМУ НУЖНО УЧИТЬСЯ ЛЕТАТЬ СЕЙЧАС

Да потому, что сейчас существует всего два типа летательных аппаратов – самолет и вертолет. Программа подготовки пилотов на них практически идентична в любой стране мира. Но всего через пару лет, году этак в 2017-2018, наше много страдальное пространство G будет бороздить такое количество летательных приспособлений, что как бы летным школам не пришлось вводить десяток новых категорий, подобно сегодняшним автошколам.

70 лет прошло с тех пор, когда Николай Ильич Камов придумал конструкцию современного вертолета и бросал кленовые семечки с балкона своей квартиры на восьмом этаже, чтобы понять: полетит – не полетит. Казалось бы, сегодня все законы аэродинамики изучены и давно известно, что летает, а что нет. Но кулибины нашего времени не сдаются и все пытаются и пытаются изобрести велосипед (разумеется, летающий). И не только его.

Велосипед
Хотя, наверное, правильнее будет сказать самокат. Впрочем, сами производители таких штуковин предпочитают красивое слово ховербайк.
 
школа пилотов, частный пилот
Принцип действия – два несущих винта наподобие вертолетных, вращающихся в противоположных направлениях. В итоге образуется воздушная подушка, которая и создает подъемную силу, а изменение угла наклона позволяет рулить. Угол этот задается наклоном тела, то есть подготовка пилотов сводится к банальному фитнесу – согласитесь, удобно? Правда, максимальная скорость полета – 50 км/ч, а высота – всего 5 метров, но чтобы взлететь над пробкой или преодолеть непролазное болото вполне достаточно.

«Считайте, что это будет  летающий вездеход», говорит основатель конструкторского бюро Aerofex Марк де Рош. - «Благодаря ему врачи смогут добираться на них к пациентам в труднопроходимой деревенской местности, а сотрудники пограничной службы патрулировать территорию». Изобретение оснащено бортовым компьютером, который отслеживает траекторию движения, углы наклона и допустимую степень крена. В компании обещают, что купить ховербайк можно будет в 2017 году, а сделать предзаказ – уже сейчас, внеся предоплату в размере 5000 долларов США.

Мотоцикл
Он, между прочим, давно изобретен и вполне успешно летает. Еще в 2007 году отставной летчик-испытатель и заядлый байкер Ларри Нил совершил первый пробный полет на своем «Супер Скайцикле».

частный пилот, обучение на частного пилота 
Конструктивно это скорее трицикл (три колеса) с вертолетным винтом, и внешне не сильно отличается от обыкновенного автожира. Чтобы летать на скайцикле придется закончить курсы пилотов малой авиации, но оно того стоит. Например, автожир не может ехать по дороге из-за своих огромных лопастей, а скайцикл может, потому что лопасти у него складные. В итоге для посадки ему нужно всего 6 метров пространства, после чего он спокойно едет по дороге как обычный мотоцикл. Для взлета, правда, нужно побольше – метров сто. Но это не обязательно должен быть аэродром, подойдет любая ровная площадка.

Несмотря на скромные внешние данные, Super Sky Cycle способен подниматься на высоту 2 км и разгоняться до сотни, что в небе, что на земле. Достаточно, чтобы попробовать летать самостоятельно и понять, стоит ли проходить полноценное обучение пилотированию.
В зависимости от комплектации, заказать скайцикл можно за 20-40 тыс. долларов. Собирать, правда, придется самому: аппарат поставляется в виде кит-набора.

Автомобиль
Такое ощущение, что изобретать его начали даже раньше, чем сам самолет. Вот только, самолеты гражданской авиации за сто лет существования эволюционировали от картонного биплана до высокотехнологичных гигантов, способных нести на борту 850 пассажиров или 250 тонн груза. А летающие автомобили за редкими исключениями не доживают даже до стадии прототипа.

школа пилотов, частный пилот 
Пожалуй, самый заметный прорыв случился в 2009 году. Свой первый полет совершил Terrafugia Transition – аппарат со складными крыльями, способный развивать скорость 110 км/ч на земле и 185 км/ч в воздухе. Правда, создатели столкнулись с рядом бюрократических сложностей, хотя понятие «летающий автомобиль» Федеральным управлением авиации (FAA) легализовано аж в 1946 году, когда разбогатевший во время Второй мировой на произвосдтве стрелкового тренажера для зенитчиков Роберт Фултон построил первый реально взлетавший автомобиль Airphibian.

Сейчас Terrafugia уже можно заказать, но стоит он дороже Ламборджини. При этом наиболее совершенным с технической точки зрения считается взорвавший мир осенью прошлого года AeroMobil 3.0 одноименной словацкой компании. Безупречный внешне, он разгоняется на трассе до 160 км/ч, а в небе – до 200 км/ч. Работает на обычном автомобильном бензине, в полете тратит всего 15 л в час – такой экономичностью не может похвастаться ни один прогулочный самолет. Потолок высоты – 2000 м, максимальная дальность – 700 км. Но самое ценное качество АэроМобиля – его способность взлетать с очень короткой грунтовой полосы. То есть подойдет любой местечковый аэродром и даже хорошо укатанная площадка за собственным огородом.

Победить пробки создатели АэроМобиля честно не обещают: нажать на кнопочку выпуска крыльев и из водителя стать пилотом не получится. Да и небезопасно. А вот приехать на ближайший аэродром, скажем, в Подмосковье, слетать на рыбалку куда-нибудь в Нижний, а вечером вернуться обратно и укатить в гараж, сэкономив тем самым на аренде ангара – всегда пожалуйста. И это только пока! В будущем в компании обещают лоббировать строительство специальных площадок у АЗС на загородных трассах.

Купить чудо техники можно будет уже в 2017 году. Правда, в компании честно предупреждают, что для управления летающей машиной нужно пройти полноценное обучение на частного пилота.

Доска
Не та, из которой строят, а та, которая «борд». И в самом деле, каких только бордов в мире нет: сноуборд для снега, вейкборд для воды, скейтборд для твердой поверхности. А вот летающего до сих пор не было. Восполнить пробел взялась краудфандинговая платформа Indiegogo, где вот прямо сейчас собирают деньги на реализацию проекта латвийского инженера Элвиса Страупениекса.

стать пилотом
Всего надо собрать $30000, пока собрано 155. Проект называется AirBoard и представляет собой самый маленький в мире пилотируемый летательный аппарат с электродвигателем.

По сути это квадрокоптер, на котором закреплена платформа 1,8 х 1,5 метра. В сложенном состоянии и того меньше: 80 х 110 см. Приборная панель состоит из одной единственной кнопки on/off. Безопасность полета обеспечивает программное обеспечение, которое синхронизируется со смартфоном с помощью специального приложения через блю-туз. Скромные летно-технические характеристики компенсируются возможностью не проходить никакие авиационные курсы. Встал – и отправился в ознакомительный полет.

Год назад была испытана тестовая версия доски, серийное производство обещают запустить уже в конце этого года. О стоимости, правда, пока не говорят.

Трактор
Вообще-то он беспилотник, но без его включения в данный обзор картина будущего мировой авиации будет неполной. К тому же, это единственный проект, который реализуется в России.

частный пилот, обучение на частного пилота 
В отличие от западных летающих игрушек, у трактора с грозным названием Condor инвесторы уже есть. Победитель конкурса стартапов Дмитрий Арсентьев, рассчитывает что его агрегат будет интересен прежде всего сельскому хозяйству – отсюда и название.
Сейчас в России обработка 1 га земли химикатами стоит 150 руб. Дмитрий обещает снизить эту стоимость минимум на треть. Все благодаря тому, что современные беспилотники способны поднимать максимум 40 кг веса, а Condor сможет перевозить аж 120 кг за раз.

И даже космический аппарат
Он должен был уже летать, но осенью прошлого года единственный в мире частный пилотируемый суборбитальный самолет Space Ship Two потерпел катастрофу на испытательном полигоне в пустыне Мохаве.
 
Впрочем, эпатажный миллиардер Ричард Бренсон, пообещавший открыть космос всем желающим, от своих планов не отказывается. Он лишь сдвинул их еще на год. Заказать первый полет на самолете по маршруту Земля – Космос можно уже сейчас. Цена, кстати, весьма демократичная – всего 250 тыс. долларов с человека против 50 миллионов, которые берут с космических туристов в российском Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина. Есть, правда, одно но: на борту Space Ship Two всего два места пилотов, и они давно заняты. А мы-то знаем, что лучше уж летать на маленьком самолете, но летать самому, чем на большом, но в качестве пассажира.

стать пилотом