Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

21 Apr. 2015

Откуда берется «человеческий фактор» в авиации

С точки зрения курсанта обучение пилотированию самолета – увлекательный челлендж. Но каждый инструктор знает, что в его основе лежат рутинные, в общем-то, и выверенные годами принципы. Где бы не располагалась летная школа – Москва, полностью закрытая для самолетов, или испещренная сетью больших и маленьких аэродромов Америка, эти законы едины. Они выше юридических норм, и даже всемогущая ICAO не в силах на них повлиять. Кому-то они могут показаться скучными, другим – банальными, но стоит о них забыть, как в новостях вновь всплывает пресловутый «человеческий фактор». С этим бесполезно бороться:  современные самолеты гражданской авиации слишком надежны, чтобы падать просто так.

Катастрофа в Альпах спровоцировала целую волну рассуждений о подготовке пилотов. Анализировать случившееся берутся все, кому не лень – от диванных экспертов до компьютерных кибер-пилотов. И только профессиональные летчики в таких ситуациях молчат. Потому что знают: за до конца официального расследования ничего вразумительного сказать нельзя. Не касаясь фактов, итальянский частный пилот Daniele Pecchioli рассуждает о ситуации в целом. Время от времени вспоминать эти прописные, на первый взгляд, истины стоит всем – и линейным пилотам с налетом несколько тысяч часов, и тем, кто лишь начинает учиться на пилота.

частный пилот, обучение на частного пилота

Около 80% авиационных происшествий могут быть напрямую связаны с несоблюдением элементарных правил безопасности. Однако, фокусировать внимание на несоблюдении правил – тоже самое, что сбивать температуру вместо того, чтобы лечить воспаление легких. Авиационные следователи должны копать глубже, их задача – понять, в какой момент пилот отступил от правил и, главное, почему. Если у них получится выявить бесконечную череду факторов, вынуждающих пилотов нарушать правила, возможно, мы будем реже слышать про очередную «ошибку пилота».

На самом деле причин таких ошибок всего две. Первая – это состояние пилота, физическое или психологическое.

Психологическая подготовка пилота имеет решающее значение при планировании полетов. Если что-то не так, любой полет будет потенциально опасным. Самоуверенность, спешка, невнимательность, желание получить все и сразу, потеря контроля над ситуацией, психологическое выгорание – все это крупные подводные камни.

Просто подумайте, как часто вы совершали откровенные глупости в спешке или из-за банального невнимания? Если вы делали что-то уже тысячу раз в жизни, начинает казаться, что и тысяча первый должен пройти как по маслу. Должен-то он должен, вот только почему-то стоит немного отвлечься, как все идет наперекосяк.

Огромное количество пилотов, независимо от класса и рейтинга, готовы довольствоваться отметкой «удовлетворительно». И ладно  бы я слышал это однажды, но я слышал это сотню раз! «Все что от меня требуется – показать уровень не ниже минимальных требований. Этого достаточно, чтобы сдать экзамен, ведь так?» Почему никого интересует, какой уровень нужно показать, чтобы остаться жить?
Когда топливо на нуле, а погода портится на глазах, хотели бы вы хотели оказаться на борту с таким вот «минимально-удовлетворительным» пилотом?  Можете не отвечать. Но это случается каждый день!

Беда в том, что многие люди довольствуются нижней планкой. Беда вдвойне, что правила позволяют им это делать: выполнил упражнение в рамках минимальных требований – поздравляем, курсы подготовки пилотов окончены, экзамен сдан. Что ж, если в части минимальных требований к умениям правила столь либеральны, может им стоит повысить планку в части ума?

Почему большинство пилотов абсолютно не стремятся к тому, чтобы стать лучше, чем они есть? Я поясню, что имею ввиду. Летчик по природе своей простоя обязан обладать соревновательным духом. К сожалению, ни один ВЛЭК для пилотов определить его наличие не в состоянии. При этом совершенно не обязательно соревноваться с другими, достаточно соревнования с собой. Каждая высота, каждый курс, каждая скорость  - это всегда испытание. Мы, летчики,  вынуждены ежедневно и ежечасно соревноваться с незаметными глазу и трудноизмеримыми вещами, поэтому к каждому полету нужно готовиться, как к Олимпийским играм. Тут-то и выясняется, что есть еще одна категория пилотов, к счастью, не самая многочисленная. Они мнят себя выше таких досадных мелочей, как контроль за приборами или необходимость держаться предписанной высоты. Они и есть тот самый «человеческий фактор».

Вторая часть предпосылок исходит от летчиков, которые беспечно, а то и откровенно халатно относятся к собственному здоровью. Это может быть такая банальная на первый взгляд, как самолечение простуды: мало кто задумывается, что побочные эффекты назначенной самому себе таблетки могут иметь катастрофические последствия.

Другая сфера подготовки, о которой вообще все забывают, это питание и физическая форма перед полетом. Их не регламентирует ни одна программа обучения пилотов, но управление воздушным судном – это постоянное чередование откровенно скучных рутинных процедур и потенциально опасных моментов. И в том, и в другом случае пилоту необходим острый ум и быстрота реакции. Единственный способ их сохранить – полноценно отдыхать, хорошо питаться и адекватно оценивать собственное физическое и психологическое состояние.

Физическое или психологическое истощение крайне опасно! Оно накрывает кого угодно и когда угодно, и это запросто может привести к непоправимому исходу.

Наконец, самой ужасной предпосылкой в большинстве случаев являются вредные привычки пилота. Причем в большинстве случае они возникают, когда курсант только начинает самостоятельные полеты. Например, он сознательно упрощает или опускает некоторые простые операции (инструктор-то все равно не видит) или бессознательно срезает углы, а его никто не поправляет. Я не раз был свидетелем, когда претенденты на лицензию гражданского пилота не могли справиться даже с такой элементарной вещью, как горизонтальный полет по прямой… Просто задумайтесь обо всех тех «пилотах», которые используют самолет в качестве подставки для ног.

Вредные привычки и недостаточная подготовка – вот и весь «человеческий фактор»!
Неблагоприятное стечение обстоятельств, «игра воздушных струй» и прочие отговорки, которые мы так любим придумывать в оправдание собственной некомпетентности – совершенно ни при чем.