Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

31 Mar. 2015

Впервые в России частный пилот сел за штурвал бизнес-джета

Есть два самых навязчивых стереотипа про частную авиацию. Первый: частная авиация – это полет на маленьком самолетике на маленькой высоте. Второй: частным пилотам позволено летать исключительно в зоне G, которая ограничена высотой 300 метров. На самом деле это совершенно не так.

частный пилот, обучение на частного пилота
Во-первых, классов воздушного пространства в России целых три. Но четкую «границу» имеет только верхний – это так называемая зона А или все, что выше 8100 метров. В ней действуют правила выполнения полетов по приборам, предъявляются строгие требования к наличию постоянно двухсторонней связи с диспетчером и обязательно разрешение на полет. В общем, залететь в зону А частному пилоту и впрямь проблематично. А вот расположенный ниже класс воздушного пространства С для любителей вполне доступен. Причем его нижняя граница уже не такая четкая. В центральной России она действительно в большинстве случаев составляет 300 метров, а вот где-нибудь в Сибири может достигать и 4,5 километров – все зависит от наличия поблизости военных объектов, жилого сектора, крупных аэропортов и т.д.

Расположенное еще ниже пространство G удобно для малой авиации исключительно тем, что здесь действует так называемый уведомительный порядок ИВП (использования воздушного пространства). Проще говоря, достаточно за час до вылета уведомить надлежащий орган о своем намерении по телефону, факсу или интернету – и можно лететь. Просто не стоит забывать, что полеты по уведомительному порядку – бесспорно удобный, но отнюдь не единственно возможный способ существования малой авиации. Если очень захотеть, частный пилот может хоть на гражданский эшелон залезть – лишь бы технические возможности самолета позволяли. На практике такое, конечно, редко встретишь, но в самое ближайшее время ситуация может измениться.

Как рассказал известный авиажурналист Александр Швыдкин в своем новом проекте FlightTV, недавно в Подмосковье появился первый в России по-настоящему частный бизнес-джет. В общепринятой практике подобными самолетами управляют наемные пилоты, а чаще владельцы и вовсе заключают договора на их эксплуатацию управляющими компаниями. Ситуация, когда владелец бизнес-джета самолично осуществляет пилотирование своего самолета, для нашей авиации совершенно нетипична. Имя летчика по понятным причинам не называется, а вот марка самолета известна: это 7-местный Cessna Citation 501.

Легкий административный самолет Cessna 501 Citation I является основоположником целого семейства бизнес-джетов Сайтейшн. Данная модификация была специально усовершенствована для управления одним пилотом в целях конкуренции с турбовинтовыми джетами. Летно-технические характеристики позволяют самолету лететь с крейсерской скоростью 662 км/ч на высоте 10 670 метров. На борту имеется небольшая кухня с кофеваркой и туалет.

Самое интересное, что его владелец сможет даже возить пассажиров. По действующему законодательству частный пилот не имеет права заниматься коммерческой деятельностью. А вот отвезти друзей на охоту или коллег на семинар закон не запрещает.  Главное, чтобы такая авиационная экскурсия не имела целью получение прибыли. Формально можно даже собрать с участников полета некую сумму «на керосин», лишь бы она не превышала себестоимости всего полета.