Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

10 Feb. 2016

Как стать пилотом?
Будущие пилоты АУЦ «Аэроград Коломна» учатся летать на тренажере

Мы уже не раз подчеркивали, что самое важное, чтобы полностью освоить управление и пилотирование самолета – это научиться одновременно делать, контролировать и держать в голове сразу несколько вещей. Поэтому обучение на пилота – довольно долгий, серьезный и многоэтапный процесс. Одним из этапов которого является летная подготовка на тренажере.

как стать пилотом, обучение на пилота
Прекрасная погода. Как говорят авиаторы – миллион на миллион. Надежный современный самолет. Такой долгожданный, самый важный и самый яркий первый полет. Вся теория вызубрена, все формальности соблюдены. Предполетный осмотр в точном соответствии с инструкциями. Взлет. Ура, летим. И вдруг, бац – отказ двигателя! Между прочим, единственного. Или сбой в электронике – двигатель работает, но все приборы погасли, и что делать дальше непонятно. Все действия в особых случаях, так тщательно заученные на земле, куда-то испарились из головы, а у рук и ног еще недостаточно «мышечной памяти», чтобы действовать на автомате…

Страшно? Не то, чтобы очень – в конце концов, рядом инструктор, а он может самолет и с неработающим двигателем посадить – но неприятно. Отправляясь в первый самостоятельный полет на самолете, точно не таких эмоций ждешь. Вот для этого и существует тренажер. Буквально недавно будущие пилоты АУЦ «Аэроград Коломна» Елена Баранова и Алина Астахова закончили подготовку в тренажерном комплексе СПБУ ГА. Как все происходило, мы попросили их рассказать.

Как стать пилотом самолета девушке?

Да-да, Елена и Алина. Две девушки. Одна уже закончила обучение на пилота в авиационном центре «Аэроград Коломна», а второй первый самостоятельный полет только предстоит. Ничего удивительного в этом нет.

как стать пилотом, обучение на пилота

Осенью прошлого года авиакомпания «Эфиопские авиалинии» запустила полностью женский рейс – и предполетной подготовкой, и диспетчерским сопровождением, и непосредственно пилотированием Боинга на маршруте Адис-Абеба - Бангкок занимались исключительно представительницы прекрасного пола. Спустя несколько месяцев о стопроцентно женском рейсе отчиталась израильская Эль Аль. Собственно, в российских авиакомпаниях женщина-пилот тоже давно не редкость. Поэтому мы не стали пытать девчонок банальными вопросами, как получилось, что девушка не только задумалась над тем как стать пилотом, но еще решила стать им, и перешли сразу к делу.

- У меня дедушка работал на аэродроме, папа – полковник ВВС. Поэтому я еще с детства мечтала освоить пилотирование самолета, - говорит Елена. – В октябре пришла в Аэроград. Сначала была теоретическая подготовка. Но признаюсь честно – поскольку самостоятельно управлять самолетом мне еще ни разу не приходилось, первый полет вызывал пусть не страх, но некую неуверенность… А полет на тренажере – это практически полный аналог полета на реальном самолете, но без риска сделать что-то не так.

Что такое тренажер самолета

Первым делом на ум приходит авиасимулятор – компьютерная игрушка, в которой близко к реальности нарисован вид из окна пилотской кабины и приборная панель самолета. Настоящий тренажер, сертифицированный для реального обучения пилотов, в чем-то похож, но вид из окна кабины здесь – не просто красивый пейзаж, а точная визуализация конкретного аэродрома или определенной местности.

как стать пилотом, обучение на пилота

Приборная панель тоже не просто «похожа», а в малейших подробностях повторяет настоящую. В нашем случае это самолет Цессна 172S с так называемой стеклянной кабиной – набором жидкокристаллических мониторов, аналогичных тем, что установлены в современных Боингах и Эйрбасах.

- Сама по себе приборная панель довольно простая, но нужен определенный опыт, чтобы к ней привыкнуть, запомнить где что находится, - объясняет Елена. – И в этом плане тренажер тоже неоценим.

«Неоценим» он, кстати, еще и в прямом смысле слова – наземная летная подготовка позволяет заметно сэкономить на реальном полетном времени при обучении на пилота.

Это уже не игрушки!

Тренажеры бывают процедурные и комплексные. Процедурный – это набор мониторов, проекторов и элементов панели управления, которые позволяют отрабатывать отдельные элементы полета. Комплексный тренажер – это полноценный муляж кабины реального самолета. Он настолько точно симулирует условия реального полета, что его стоимость сравнима с ценой реального летательного аппарата.

летная подготовка, пилотирование самолета
- Занятие на таком тренажере – это тоже летная подготовка и выглядит как реальный полет на самолете, - рассказывает Елена. – Ты садишься, начинаешь с чек-листов, обязательных предполетных процедур. Затем запуск двигателя. Взлет, набор высоты, удержание курса. Одновременно нужно вести радиообмен, соблюдая все правила и терминологию.

В зависимости от задачи, занятие может имитировать полет по кругу или по маршруту. Здесь тоже все как в жизни – с предварительным составлением флайтплана, запросами разрешений от диспетчера и т.д. По сути, полноценный курс подготовки пилотов, со всеми теми же заданиями и навыками, но в ускоренном варианте и на земле.

Всего девушки «налетали» по 7,5 часов, но Елена признается, что инструктора, узнав, что опыта реальных полетов у нее нет, занимались с ней даже больше и с удовольствием делились знаниями о том, как стать пилотом. Впрочем, дольше 3 часов в день на тренажере летать нельзя. Потому что, как и в жизни на пилота здесь одновременно наваливается огромное количество задач, решение которых требует постоянной концентрации внимания, и после трех часов тренировки становятся попросту неэффективны.

- Но самое интересное, - признается девушка, - что наш тренажер является частью целого комплекса. Рядом с маленькой Цессной стоят тренажеры Боингов и Эйрбасов, где проходят подготовку реальные пилоты, работающие в авиакомпаниях. И мы не просто все это посмотрели, но и пообжались вживую с этими людьми. Все поддерживали, помогали, делились советами. Я рассчитываю, что уже в ближайшем будущем смогу начать учебные полеты на настоящем самолете и после тренажера чувствую себя намного увереннее.