Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

09 Apr. 2016

Чеклист: как оценить метеоусловия и
принять решение, лететь или нет

Обучение на пилота самолета обязательно включает такой момент, как план полета. Который, в свою очередь, начинается с оценки метеоусловий и решения, а стоит ли вообще собираться в полет на самолете. Для свежеиспеченного выпускника АУЦ это особенно сложно, потому что грань между «хорошей», «вроде ничего» и откровенно «плохой» погодой у каждого своя.  

обучение на пилота, ауц, полет на самолете, пилот самолета

Чеклист (check list – лист проверок) – термин, который сейчас используется, кем угодно, но изначально возник именно в авиации. Это исчерпывающий список каких-либо действий, которые необходимо совершить в определенный момент. Причем строго в заданной последовательности, предписанной производителем самолета и/или руководством авиакомпании. Например, перед тем, как отправиться в полет на самолете Cessna 172, пилот самолета должен выполнить предполетный осмотр в соответствии с таким чеклистом:

Чем больше самолет – тем больше для него чеклистов. Один для осмотра, второй для запуска двигателей, третий для начала руления и т.д. Но главная «фишка», конечно, не в количестве правил, а в неотвратимости их исполнения.

обучение на пилота, ауц, полет на самолете, пилот самолета

Для пилота сверка чеклистов – такая же рутинная, возведенная в разряд рефлексов процедура, которую нельзя пропустить или отложить на потом, как утренняя чистка зубов. Даже если «сто раз уже делал и ничего не произошло». Обучение на пилота всегда обращает на это внимание курсанта.

Можно сто раз уходить из квартиры и не проверять, выключен ли утюг, и скорее всего тоже ничего не произойдет. Но в сто первый случится пожар. А если завести себе чеклист, где будут перечислены все розетки в квартире, и всегда перед уходом из дома методично обходить все комнаты и ставить галочку напротив каждой, шансы не стать погорельцам устремятся к математической бесконечности.

Разумеется, данный чеклист условный. Его исполнение не носит такого жесткого обязательства, как чеклисты производителей. Но если пилот самолета возьмет себе за правило перед каждым вылетом последовательно проверять все пункты, он существенно облегчит (а возможно и продлит) себе жизнь.

обучение на пилота, ауц, полет на самолете, пилот самолета

Оценка метеоусловий для полета по ПВП

1. Потолок и видимость

       а) каков максимальный потолок и видимость в настоящий момент (в текущей сводке METAR) и в прогнозе (TAF)?

       б) какой запас высоты у меня есть между потолком и поверхностью земли (включая возвышенности) на протяжении всего маршрута?
Примечание: понятие «потолок» или максимально возможная высота полета чаще всего подразумевает нижний край облачности. Но могут быть и искусственные ограничения, наложенные органами управления полетами. Допустим, запрет лететь выше 1000 метров в связи с учениями военных.

       в) требует ли эта информация изменений в моем плане полета?

       г) если мне придется снизить высоту, чтобы остаться ниже облаков, сохраню ли я минимально допустимое расстояние до поверхности земли?

       д) на каких высотах находятся основание и верхняя граница облаков?

       е) превышает ли актуальный и прогнозируемый потолок мой персональный минимум?
Примечание: в соответствии с российским авиационным законодательством полет на самолете по правилам визуальных полетов могут выполняться при расстоянии до облаков по горизонтали – не менее 1000 метров, по вертикали – не менее 150 метров. Это значит, что при нижней границе облачности 500 м пилот самолета должен оставаться не выше 350 метров, но и не ниже ста. 

       ж) какая будет видимость на всех этапах полета (в точке вылета, на маршруте, в пункте назначения)?
Примечание: согласно ФАП-128 видимость днем должна быть не менее 2000 метров, ночью – не менее 4000 метров

       з) есть ли предпосылки к ухудшению видимости за время полета? (Намек: падение температуры до точки росы почти всегда приводит к туману)


2. Ветер
       а) каковы сила и направление ветра, а особенно его боковой компонент, во всех задействованных на маршруте аэропортах.
Примечание: среднестатистический выпускник АУЦ, недавно получивший свидетельство пилота и имеющий налет 50-100 часов, при посадке в ветер с порывами 9-10 м/c может испытывать серьезные проблемы)

       б) при полете в горной местности, обращайте внимание на участки с максимальным ветром. В этих местах может возникать сильная турбулентность и мощные нисходящие потоки, даже если других признаков ухудшения погоды нет.


3. Опасные погодные явления
       а) нет ли в долгосрочном прогнозе (TAF) гроз?

       б) какова вероятность обледенения при таком прогнозе?

       в) есть ли в прогнозе признаки, указывающие на возможный сдвиг ветра или образование конвективной облачности (которая имеет свойство быстро развиваться в грозу). Следует понимать, что сдвиг ветра и грозы – это не только сложности при взлете и посадке. Это еще и высокая вероятность сильной турбулентности в непосредственной близости от грозового облака.


4. Управление самолета
       а) как может температура, высота, давление, загрузка самолета повлиять на его управляемость, а именно:
              - длину разбега
              - время и расстояние, необходимое для набора высоты
              - управление в полете
              - дистанцию торможения при посадке.
Примечание: в качестве примера, как это все взаимосвязано, рекомендуем перечитать этот материал «7 способов испугать самого себя в самолете. Обучение на пилота и ненужный героизм».

       б) вписываются ли эти факторы в условия аэродромов по маршруту? Для примера: известно, что чем выше температура и выше загрузка, тем медленнее самолет набирает высоту. Если аэродром расположен в горной местности, у него короткая ВПП, хватит ли вам опыта, чтобы взлететь?
Примечание: существует хорошая практика прибавлять 50 процентов к 100-процентному запасу прочности согласно «книжным цифрам». Это значит, что если в РЛЭ написано, что минимально необходимая длина полосы – 400 метров, лучше, если у вас будет 600.

       c) знаю ли я, что делать, если произойдет обледенение?
              - есть ли на моем самолете антиобледенительная система
              - я умею ей пользоваться
              - она исправна, находится в рабочем состоянии
              - я знаю, куда и как буду приземляться в случае, если справиться с обледенением не получится

       д) у меня есть запасной план на случай, если реальная погода окажется не такой, как в прогнозе.

Ответив на эти вопросы (не проверяющему, а самому себе) важно не забыть, что даже авиационный прогноз – это всего лишь прогноз, а реальная погода на маршруте может быть совершенно другой. Если взвесив риски, вы все же принимаете решение лететь, не забудьте перечитать эту статью «Полет на самолете и правила: что говорит закон».


Источник тут

Полет на самолете и правила: что говорит закон