Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

21 Dec. 2016

Цессна: Возможно все!

Более ста лет прошло с того дня, когда Клайд Цессна закончил постройку своего первого самолета. Это произошло 11 мая 1911 года, вскоре после исторического полета братьев Райт и сенсационного перелета через Ла-Манш французского авиатора Луи Блерио. С этого дня началась история самого успешного бренда за всю историю авиации. Клайд Вернон Цессна стал для авиации той ключевой фигурой, какой в автомобилестроении довелось стать Генри Форду.

 цессна, cessna, самолет, авиация, авиашоу

Клайд Вернон Цессна и его путь к мечте
Основатель компании Цессна родился в семье фермера-переселенца, одного из тысяч, кочевавших с семьей по стране. Клайд родился в Айове, но вскоре его родители вновь отправились на новое место — в Канзас. Именно этот штат и стал настоящей родиной Клайда Вернона. Родители прочили ему управление построенной ими фермой, но Клайд не особенно обращал внимание на эти планы. Он был в семье белой вороной. Длинный, немного нескладный, он выглядел иначе, чем остальные его братья, крепкие и плечистые работяги.

Отец смог дать детям только начальное образование — 5 классов. После этого парням следовало приниматься за фермерский труд — выкорчевывать деревья, пахать землю, ухаживать за скотом. Но Клайду гораздо интереснее была механика. Он тащил в облюбованный им сарай всякий хлам ос всей округи, пытаясь построить странные механизмы и устройства. Пятнадцатилетним мальчишкой он уже вполне успешно справлялся с ремонтом сельскохозяйственной техники, на радость всей округе.

Следующие 10 лет Клайд искал себя и свое призвание. Он попробовал играть на скачках, отправлялся искать золото, пытался работать коммивояжером, участвовал в автомобильных гонках. К 25 годам Цессна стал предпринимателем: открыл торговлю автомобилями, и вскоре его бизнес начал процветать. Успех крылся в бесспорных талантах механика: Клайд умудрялся привести в отличное состояние даже развалюху, утратившую часть деталей и способность самостоятельно передвигаться.
Это был успех, но совсем не то, чего искала его душа.

Точка отрыва
Дело всей жизни Клайд Вернон нашел на одном из первых американских авиашоу в 1910 году. Странного вида шаткий механизм, гибрид этажерки и летучего змея, пробежал по земле и, покачивая полотняными крыльями, взмыл в воздух. Когда самолетик сделал круг и приземлился, Цессна уже знал — вот оно. То, чему он посвятит свою жизнь и таланты.

Цессне исполнился 31 год, у него была жена Европа, маленький сынишка и успешный автобизнес. И недавно обретенное призвание. Клайд Вернон Цессна начал жизнь с чистого листа: бизнес был продан, жена и ребенок остались дома, а сам будущий авиатор отправился в Нью-Йорк, учиться самолетостроению в мастерских Queen Aeroplane Company.

Через пару месяцев Клайд потратил все свои сбережения, включая приданое супруги, на приобретение своего первого самолета, сделанного по образцу аэроплана Блерио, перелетевшего через Ла-Манш. За этим последовали несколько месяцев самостоятельного обучения летному делу. Если сказать точнее — несколько месяцев Цессна пытался взлетать, затем учился приземляться без аварий. Бедный аэропланчик начал разваливаться еще при первой попытке взлета над просторами Грейт Солт Лейк. Итог попытки: 200 долларов на ремонт аппарата и 100 долларов штрафа за испуганных овец соседей.

При пятой попытке самолет, наконец, оторвался от земли. Но полет его был недолгим, а приземление — фатальным для хрупкой конструкции. Развалившийся самолет починить уже было невозможно. Цессна строит взамен разбитого новый аэроплан, подобный разбитому, и нарекает его «Серебряным Крылом» — Silverwing. Гордое имя не облегчило участи аппарата: последовали семь безуспешных попыток взлететь, после каждой из которых приходилось тратиться на очередной ремонт и выплату штрафов соседям за беспокойство. Клайд был в долгах по самые уши и пребывал на грани отчаяния.

Но тринадцатая попытка удалась. Июньским днем Клайд Цессна, управляя построенным собственными руками самолетом, успешно взлетел над полем, сделал круг, и вполне удачно приземлился.

Самолеты с канзасской лесопилки
Следующей базой Клайда слала старая лесопилка в Кингдом Кантри в Канзасе, неподалеку от дома родителей. Здание подремонтировали и превратили его в ангар и мастерские. Несколько следующих лет Цессна трудился, не покладая рук: зимой строит новый самолет, а в теплый сезон разъезжал с ним по ярмаркам и авиационным шоу. У Клайда не было научной базы, которая имеется сейчас у авиастроителей, он строит свои летательные аппараты интуитивно, находя решения методом проб и ошибок. Одна их аварий стоила ему раздробленной ноги, что заставило Цессну передоверить испытание своих самолетов сыну и ученикам.

Но созданная им компания Cessna Exhibition Соmрапу развивалась и приносила прибыль. Авиация все еще была в новинку, люди легко отдавали деньги за билеты на авиашоу. Но Клайду этого было мало. Он отлично понимал, что авиация — не цирковой номер, и за ней — великое будущее. Практичный ум Цессны работал над созданием простого в управлении, интуитивно понятного и надежного самолета. Но, когда концепция будущей самолетостроительной компании уже сложилась в нечто конкретное и готовое к воплощению, началась Первая мировая война.

Рождение корпорации Cessna
В 1918 году Клайд арендует огромное поле неподалеку от канзасского города Уичите и открывает там авиашколу для будущих пилотов. Впоследствии именно там были построены заводские корпуса, в которых собираются самолеты Цессна. Вскоре было основана компания Wichita Travel-Air Company, созданная с непосредственным участием Вальтера Бича и Ллойда Стермана. Компания разрабатывала монопланы, и к 1927 году такой самолет был создан. Модель AW превосходила по характеристикам бипланы и могла стать весьма успешной… если бы не началась Великая депрессия и компанию не постигло банкротство.

Но Клайда Вернона сломить не удалось. Через три года он вновь открывает завод в Уичите, а руководство компанией Cessna Aircraft Co отдает в руки своего племянника Дуэйна Уоллиса, который и привел ее к блистательному успеху. Предпринимательский талант Дуэйна смог преобразовать самолет из игрушки для богатых в довольно массовый продукт. Американцы стали самой летающей нацией, и эта заслуга в значительной степени принадлежит концерну Цессна.

Концерн уже давно перестал быть семейным предприятием: в 1985 году Cessna Aircraft Co была куплена General Dynamics, а с 1992 года принадлежит компании Textron.

Жизнь Клайда Вернона Цессны закончилась 20 ноября 1954 года. Еще при жизни Цессна был удостоен места в Зале славы национальной авиации и множества наград за неоценимый и беспримерный вклад в развитие авиации Соединенных Штатов и всего мира.