Banner



Журнал Авиация и Спорт

 

 

29 Jul. 2016

6 иллюзий, которые могут стать реальностью
уже в следующем полете

Одно из самых опасных явлений в авиации общего назначения –  приборный полет на самолете в условиях, когда нужно и можно лететь только по приборам. Целый ряд статей, описывающих это явление, ссылается на данные исследования 2004 года, согласно которому средняя продолжительность такого полета – а значит, и жизни пилота – составляет 178 секунд.

пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота
 
Напомним, полет по правилам визуальных полетов (ПВП) – это такой полет, при котором пилот самолета сохраняет непосредственный визуальный контакт с наземными ориентирами. То есть как минимум, видит линию горизонта.

Если по какой-то причине (ночь, густая облачность, туман и т.д.) пилот не видит землю, он должен продолжить полет по приборам. Если, разумеется, прошел соответственное обучение в летной школе и имеет соответственный опыт. В противном случае он рискует довольно скоро попасть в одну из шести ловушек пространственной дезориентации. По статистике до 15% авиационных происшествий в гражданской авиации происходят именно по причине так называемых визуальных иллюзий. Около 90% из них заканчиваются фатально.

Откуда ноги растут
Чтобы разобраться, почему так происходит, для начала нужно понять, как работает наш вестибулярный аппарат. Это довольно сложная система крохотных органов, расположенных во внутреннем ухе. Если все упростить, то можно описать их в виде двух трубочек, в каждой из которых есть некоторое количество жидкости и чувствительные волоски (рецепторы). При изменении положении тела жидкость перетекает в один конец трубочки и рецепторы отсылают соответствующий сигнал мозгу.

А сложность в том, что помимо собственных внутренних рецепторов вестибулярный аппарат использует для анализа еще и данные от «внешних» органов чувств. Прежде всего, от глаз, которые воспринимают линию горизонта как некую условную норму. Точнее, глаза ее просто видят, а воспринимает эту информацию мозг, который отсылает сигнал вестибулярному аппарату – все в норме. Вот почему в ситуации, когда линия горизонта постоянно скачет (морская качка, например), вестибулярный аппарат не успевает обрабатывать все поступающие сигналы и человеку становится плохо.

Но есть и хорошая сторона этого процесса. Вестибулярный аппарат поддается тренировкам. Выяснилось это еще в 60-70-е годы прошлого века, когда готовили кандидатов в первые отряды космонавтов. Чем чаще и чем больше человек подвергается всякого рода качке и тряске, тем менее чувствительным к перегрузкам становится его вестибулярный аппарат. То есть люди, которые регулярно работают в подобных условиях (моряки и летчики как раз в их числе) – это, как правило, люди с хорошо тренированным вестибулярным аппаратом. Под тренированностью в данном случае понимается и сниженная чувствительность, и способность вестибулярного аппарата адаптироваться к постоянно меняющейся картинке. Глаза видят, что линия горизонта накренилась, отсылают в мозг послание, что «что-то не так», мозг транслирует его вестибулярному аппарату, а тот отвечает – «все в порядке, я уже привык». Вот в этот самый момент и могут происходить разные интересные вещи.

Проклятие Кеннеди
Ночью 16 июля 1999 года Джон Кеннеди-младший – сын 35-го президента США, имеющий свидетельство пилота частного самолета, на своем личном «Пайпер» вместе с супругой и ее сестрой летел в Массачусетс. Неподалеку от места назначения самолет упал в Атлантический океан, все погибли.
Катастрофа имела огромный резонанс. Не просто потому, что погибли известные люди, а потому, что не было никаких видимых причин, почему она могла произойти. Вспомнили даже о некоем «проклятии Кеннеди».

Расследование шло по стандартному пути: инспекция самолета и его обслуживания, анализ погоды, проверка аэроклуба, где Кеннеди проходил обучение пилотированию самолета, его состояние здоровья, в конце концов – все чисто.

Осталось последнее предположение – пространственная дезориентация пилота. И действительно, заключительный радарный след показал, что за 15 км от места падения самолет отклонился от курса и делал много беспорядочных маневров. Последним из них стал правый разворот с небольшим радиусом с одновременным снижением и увеличением тяги. Самолет врезался в воду с вертикальной скоростью более 1400 м в минуту! У этого явления есть вполне говорящее название – «смертельная спираль». И это одна из пространственных иллюзий, с которыми может столкнуться любой пилот самолета, независимо от уровня подготовки и размеров своего ВС. А всего их шесть.

Что доктор прописал
В 1992 году авиационный врач и пилот Кент Гиллингем составил классификацию нарушений пространственной ориентировки:

1 тип – ситуации, в которых пилот не в состоянии чувствовать, что летит не туда. По статистике на них приходится до 50% всех авиакатастроф, связанных с пространственными иллюзиями. Смертельная спираль как раз является характерным примером, поскольку пилот в ней до последнего момента не осознает, что летит прямо вниз.

2 тип – конфликт между показаниями приборов и ощущениями пилота. Чаще всего происходит с пилотами, которые недавно закончили обучение полетам на самолете и еще не имеют опыта полетов по приборам и/или в условиях ограниченной видимости. Попав в такую ситуацию, пилот самолета думает, что «приборы сломались», потому что его собственный вестибулярный аппарат говорит другое, и полагается на свои ошибочные ощущения вместо исправных приборов.

3 тип – физиологические симптомы, сопровождающие дезориентацию (перегрузки, спазмы в мышцах, дефекты зрения, тошнота, головокружение и т.д.), которые лишают пилота возможности самостоятельно управлять самолетом.

Как это происходит

1. Иллюзия крена
Пилот самолета думает, что летит горизонтально, а на самом деле с креном

Такое возможно во время медленного разворота креном (banked turn). За счет медленного выполнения маневра жидкость во внутреннем ухе успевает уравновеситься – это та самая адаптация вестибулярного аппарата к изменившемуся положению. Теперь мозг «думает», что вы летите горизонтально и прямолинейно. Если после этого быстро завершить разворот – то есть на самом деле выровнять самолет – вестибулярный аппарат даст сигнал, что произошел крен в противоположном направлении. Далее последует инстинктивное желание исправить ситуацию. Если пилот в такой момент не посмотрит на авиагоризонт, а доверится своим чувствам, он самостоятельно введет ровно летящий самолет в положение крена.
 
пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота

Что делать
Избегать затяжных медленных разворотов в ограниченной видимости, а если это неизбежно - верить приборам, а не внутренним ощущениям

Кстати: чтобы реально наблюдать иллюзию крена, не обязательно даже начинать обучение самостоятельному пилотированию самолета. Если совершая простой ознакомительный полет активно прижимается к инструктору – это не то, что кажется, а как раз иллюзия крена. Отклонением тела человек пытается компенсировать свой внутренний «крен» после маневра. Впрочем, если пробный полет с инструктором совершает симпатичная девушка, то вполне вероятно, что это не иллюзия, а именно то, что кажется…  

2. Иллюзия Кориолиса (вызванная ускорением Кориолиса)
Пилот самолета думает, что изменил траекторию полета, а на самом деле продолжает лететь в изначальном направлении

Иллюзия, вызванная ускорением Кориолиса, возникает при тех же условиях, что и первая – длинный медленный разворот. Как и в первом случае, вестибулярный аппарат во время такого маневра успевает адаптироваться и «думает», что самолет летит горизонтально. Если в это время пилот совершит быстрое движение головой – чтобы посмотреть на карту, например, или дотянуться до чего-то в кабине – жидкость во внутреннем ухе сместится и мозг получит совершенно непрогнозируемый сигнал. У человека при этом возникнет ощущение, что самолет выполняет непредсказуемый маневр в любой из осей – рысканья, крена или тангажа. Поддавшись этому ощущению, пилот рискует вогнать самолет в ненужное и опасное положение.
 пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота

Что делать
Избегать резких движений во время маневров и полагаться на приборы.

3. Траурная спираль (Graveyard Spiral)
Иногда ее называют «смертельной», а в дословном переводе с английского Graveyard Spiral – это спираль на кладбище. Несложно догадаться, что это не самая приятная штука. Основная предпосылка к возникновению – долгий разворот при отсутствии визуальных ориентиров. За время такого маневра жидкость во внутреннем ухе успевает уравновеситься, и после возвращения к прямолинейному полету возникает иллюзия разворота в противоположном направлении. Пытаясь ее компенсировать, пилот вновь возвращается к первоначальному развороту (хотя сам думает, что летит прямолинейно). Из-за падения скорости в развороте (о котором пилот не подозревает) возникает ощущение сваливания самолета на нос. Чтобы предотвратить потерю высоты, пилот тянет штурвал на себя. Увеличение обратного давления на штурвал приводит к еще более крутому развороту и теперь уже реальному сваливанию на нос с реальной потерей высоты. И так до тех пор, пока ситуация не станет полностью необратимой – теряя скорость, самолет падает вниз до столкновения с землей.
 
обучение на пилота, стать пилотом , полет на самолете

Что делать
Еще проходя первоначальное обучение в школе пилотов вы узнали о так называемой схеме распределения внимания. В полете без визуальных ориентиров ее нужно соблюдать особенно строго и контролировать приборы, ни в коем случае не допуская «залипания» на каком-то одном индикаторе – только скорости, только высоты и т.д.

4. Соматогравитация (она же соматогиральная иллюзия)
Косвенно она уже упоминалась в предыдущем пункте и может рассматриваться как одна из причин попадания в траурную спираль. Суть в следующем: интенсивное прямолинейное ускорение самолета вызывает иллюзию взлета. И наоборот – резкое падение скорости ощущается как снижение. Опасность, как водится, кроется не в ощущениях, а в последующих действиях. В момент сильного ускорения, решив, что самолет поднимается, пилот опускает нос вниз, а в момент снижения тяги – инстинктивно задирает вверх.

пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота 
Что делать
При отсутствии визуальных ориентиров избегать быстрых ускорений и замедлений и вообще любых резких маневров.


5. Иллюзия инверсии
Слишком резкое опускание носа самолета вниз вызывает чувство, что вы падаете назад

Критический момент – перевод самолета от набора высоты в горизонтальный полет. Если сделать это чересчур резким движением, возникнет ощущение сваливания назад. Еще критичнее, что это вызовет желание опустить нос еще сильнее и перевести тем самым самолет в снижение. А самое опасное, что чем активнее отдавать штурвал от себя, тем сильнее может становится иллюзия.
 
пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота

Что делать
Всегда перемещать штурвал плавно, а переходу из взлетного режима в горизонтальный полет уделять особенное внимание.

6. Иллюзия лифта
Попадание в восходящий поток вызывает ощущение резкого увеличения подъемной силы и желание опустить нос самолета

Пожалуй, это самая простая для объяснения ситуация. В условиях густой облачности, и особенно в летний период, пилот самолета часто сталкивается с восходящими термическими потоками и неизбежно сопровождающей их турбулентностью. Попадая в такой поток, пилот ощущает резкое увеличение вертикальной скорости и, как следствие, желание опустить нос самолета. Опасность в том, что самолет несмотря на вертикальное ускорении скорее всего продолжал бы лететь горизонтально, но пилот таким образом сам переводит его в режим снижения.

пилот самолета, обучение пилотированию, летная школа, обучение на пилота
 
Что делать
В зоне сильной турбулентности не всегда есть возможность строго соблюдать заданную высоту, поэтому основной приоритет в таких условиях – авиагоризонт. Это общее правило для всех ситуаций, связанных с неожиданным попаданием из визуального полета в условия, требующие пилотирования по приборам: не допускать резких маневров, а по возможности вообще не совершать никаких маневров, стараясь сохранить прямолинейный горизонтальный полет вплоть до возвращения обратно к визуальным условиям.

Подробнее почитать на эту тему можно здесь